Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером

На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника связаны только стихиры на «Господи, воззвах…» и на стиховне (последнее праздничное песнопение). Кроме того, праздничной особенностью можно считать наличие входа на вечерне, однако из-за наступления Страстной седмицы великий прокимен не поется (скорее всего, именно влиянием Страстной седмицы объясняется тот факт, что Вход Господень в Иерусалим стал единственным Господским праздником, не имеющим великого прокимена). В то же время окончание вечерни осуществляется по великопостному чину, а ее отпуст уже совершенным образом говорит о наступлении Великого Понедельника.

Великая вечерня совершается по той же схеме, что и вечерня в предшествующие воскресные дни (см. §1 главы 2 настоящей части книги). Потому полное последование вечерни мы указывать не будем, а только обозначим ее отличительные особенности (в буквальном смысле укажем все те элементы, которые отличают эту вечерню от вечерни в недели Святой Четыредесятницы).

На «Господи, воззвах…» поются стихиры праздника на 6; «Слава»: стихира праздника, «И ныне»: стихира праздника.

Вход совершается, хотя поется прокимен дня («Се ныне благословите Господа…»).

Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава»: стихира праздника, «И ныне»: стихира праздника.

По «Ныне отпущаеши…» и далее поются тропари с поклонами и такое же окончание вечерни, как в предыдущие недели Великого поста.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».

Этот отпуст произносится впервые именно на данной вечерне, а затем он употребляется на каждой утрене, изобразительных и литургии вплоть до Великой Среды.