Чин прощения в Неделю сыропустную вечером.

На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это — объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малый» чин прощения совершается каждый день на повечерии и полунощнице. В приходской же практике ни повечерие, ни полунощница не служатся, да и даже когда повечерие совершается, чин прощения в конце его не носит всеобщего характера, а ограничивается только тем, что священник испрашивает прощения у молящихся. Потому особый чин прощения в преддверии Великого поста необходим. Прямым основанием совершать чин прощения в Неделю сыропустную служит евангельское чтение на литургии в этот воскресный день, где цитируются слова Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Сразу отметим, что в большинстве храмов чин прощения совершается после вечерни накануне понедельника, но в некоторых приходах (где вечером в воскресный день служба в силу обстоятельств не совершается) он бывает в воскресенье утром после литургии.

После отпуста вечерни, как это принято в большинстве приходов, настоятель читает две молитвы из Требника, помещенные под заглавием: «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы» (хотя некоторые читают их уже в понедельник 1-й седмицы утром), после чего начинается сам чин прощения. Пономари справа от амвона ставят два аналоя, на которые полагают иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель совершает земные поклоны перед иконами и целует их, затем произносит проповедь, в которой говорит об актуальности примирения с ближними перед вступлением на поприще Великого поста, разъясняет, почему именно сегодня будет совершен чин прощения. В конце проповеди настоятель испрашивает прощения у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы»[4] и совершает земной поклон. Люди также отвечают ему поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». После этого настоятель берет в руки напрестольный Крест, священнослужители по чину целуют иконы (с земными поклонами), подходят к настоятелю, целуют Крест и испрашивают прощения и благословения на Великий пост. Затем священнослужители выстраиваются по чину слева от настоятеля, а все миряне совершают те же самые действия, прося прощения у священнослужителей и друг у друга. В это время хор поет песнопения предварительных недель Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках вавилонских…», «Объятия отча…» (седален Недели о блудном сыне), ирмосы Великого канона. Г. И. Шиманский свидетельствует о существовании традиции пения в этот день стихир Пасхи, но без конечного «Христос воскресе…» (в этом случае хор последнюю стихиру завершает словами «простим вся воскресением») [Шиманский, 2002, С. 188].