Литургия Преждеосвященных Даров

Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности:

Кафисма 18-я

На «Господи, воззвах…» стихиры на 10, причем те же самые стихиры, которые были спеты на предшествующей утрене на «Хвалите…» и на стиховне (т.е. берутся последовательно все стихиры утрени и повторяются на «Господи, воззвах…»).

Вход с Евангелием.

Паремии берутся из других книг, нежели в дни Святой Четыредесятницы: 1-я паремия – из книги Исход, 2-я – из книги Иова.

Евангелие читается сразу после пения «Да исправится молитва моя…». В связи с этим по окончании пения «Да исправится молитва моя…» и по совершении трех поклонов следует возглас «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Мир всем» и далее по чину.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».

В Великую Среду в конце литургии имеется еще одна особенность, причем особенность знаменательная – совершение последних поклонов. На практике это происходит следующим образом: после заамвонной молитвы священник последний раз читает молитву преподобного Ефрема Сирина с 3-мя поклонами, затем поется «Буди имя Господне…», 33 псалом и далее отпуст по чину. С этого момента поклоны в храме более не совершаются (исключение делается только для поклонов перед Святой Плащаницей) и великопостный распев на практике не используется.

Впрочем, указание Типикона «На Буди имя Господне: поклоны 3» в буквальном смысле означает, что последние поклоны совершаются во время пения «Буди имя Господне…». О том, что пение «Буди имя Господне…» на литургии Преждеосвященных Даров сопровождается поясными поклонами («метаниями»), ясно сказано в последовании среды 1-й седмицы. Так как Устав, употребляя общий термин «поклоны», может иметь в виду как «метания», так и земные поклоны, то можно полагать, что и здесь подразумеваются «метания» (впрочем, раз эти поклоны – последние, не исключено, что сам Устав предлагает заменить их великими). Независимо от того, какие именно поклоны имеет в виду Устав, на практике повсеместно совершаются поклоны земные, причем сопровождаются они молитвой преподобного Ефрема Сирина (хотя это – неуставное время произнесения данной молитвы, но она в сознании верующих в наибольшей степени ассоциируется с поклонами и потому ее применение удобно в практическом смысле).