Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней

В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно так же 1-й частью богослужения является великая вечерня, которая после паремий и малой ектении переходит в литургию.

Начало службы по Типикону – 8-й час дня, т.е. примерно в 14.00 в переводе на современные часы. Однако в приходской практике эта литургия совершается в четверг утром сразу после часов с изобразительными. Кроме того, проскомидия в приходской практике начинается вместе с 3-м часом (или даже ранее), а не при пении стихир на «Господи, воззвах…», как предписывает Типикон.

«Благословенно царство…» (возглас литургии).

Обычное начало.

Так как в приходской практике вечерня следует сразу после изобразительных, то можно рекомендовать обычное начало пропускать.

«Приидите, поклонимся…», 103 псалом (священник на амвоне читает светильничные молитвы, как и всегда на вечерне).

Мирная ектения.

«Господи, воззвах…»(кафисмы нет).

Стихиры Триоди на 10 (те же, что были на утрене на «Хвалите…»). «Слава, и ныне»: особая стихира Триоди (на утрене не употреблялась).

Вход с Евангелием (священник во время входа читает молитву вечерни «Вечер, и заутра, и полудне…»).

«Свете тихий…».

2 прокимена и 3 паремии:

1-й прокимен Триоди «Изми мя Господи, от человека лукава…».

паремия из книги Исход (о заключении завета на Синае).

2-й прокимен Триоди «Изми мя от враг моих Боже…»[54].

паремия из книги Иова (речь Господа к Иову, в которой раскрывается мысль о непостижимости для человека деяний Бога).

паремия из книги Исаии (3-я песнь «Отрока Яхве», присоединяется без прокимена).

Малая ектения.

«Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»(возглас литургии перед Трисвятым).

Трисвятое.

Прокимен «Князи людстии собрашася…».

Апостол (Кор. зачало 149-е).

Аллилуиа.

Евангелие (Мф. зачало 107-е)

Евангелие читается составное: за основу берется повествование евангелиста Матфея, вставляются фрагменты из Евангелий от Иоанна (об умовении ног ученикам) и от Луки (краткий фрагмент, где говорится о кровавом поте Спасителя во время Гефсиманской молитвы).

Далее литургия святителя Василия Великого по чину, мы укажем только ее особенности.

Вместо херувимской песни трижды поется «Вечери Твоея тайныя…»следующим образом: два раза поется без «Аллилуиа» до выхода духовенства на амвон и еще раз уже вместе с «Аллилуиа» поется после ухода священнослужителей в алтарь. Священнослужители во время чтения херувимской так делят песнь между собой: священник читает полностью «Вечери Твоея тайныя…», а диакон только говорит троекратное «Аллилуиа».

Задостойник «Странствия Владычня…».

Причастен «Вечери Твоея тайныя…».

Во время причащения мирян — «Вечери Твоея тайныя…» многократно.

Вместо «Да исполнятся уста наша…» — «Вечери Твоея тайныя…»1 раз.

Отпуст литургии – краткий праздничный с вводной фразой «Иже за превосходящую благость…».

Кроме всех указанных особенностей, относительно литургии в Великий Четверг полезно помнить следующие детали:

1) в кафедральных соборах по заамвонной молитве совершается чин умовения ног (см. Чиновник архиерейского священнослужения);

2) Патриарх в этот день совершает чин освящения мира (правом освящать миро обладает только Предстоятель Поместной Церкви). Само миро начинают варить в Великий Понедельник, в Великую Среду мироварение завершается и миро разливают по сосудам, в Четверг на литургии после возгласа «И да будут милости…» совершается центральная часть всего обряда — Патриарх читает особые молитвы и благословляет миро.

3) священник в алтаре приготавливает запасные Святые Дары на весь год для причащения больных. Впрочем, обычай заготавливать запасные Дары исключительно в Великий Четверг строго соблюдался в средневековой Руси, в наше же время священник может приготовить запасные Дары на любой полной литургии по мере необходимости.