Утреня. Последование Святых Страстей

Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все основания характеризовать эту утреню как уникальное и самобытное богослужение, последование которого нужно выучить особняком.

Чтобы упростить запоминание последования этой утрени, нужно обратить внимание на 2 обстоятельства. Во-первых, в разные места утрени вставляются 12 Евангелий (само по себе такое большое количество евангельских зачал на одной службе – уникальная особенность утрени Великой Пятницы). Во-вторых, между 1-м и 7-м Евангелием в последовании данной утрени имеется пространная вставка, не имеющая аналогов в годичном круге богослужения. Если запомнить, в какие именно места утрени Великой Пятницы вставляются Евангелия и, с другой стороны, просто выучить схему уникальной части утрени от пения «Егда славнии ученицы …» и до начала канона, тогда проблема усвоения последования утрени в целом будет практически решена.

Так как на этой утрени последовательно вспоминаются страдания Господа и Его смерть на Кресте, то сама утреня называется «последованием Святых Страстей». Перед нами на этом богослужении благодаря чтению 12 Евангелий во всех деталях предстает панорама событий последних часов земной жизни Господа Иисуса Христа, мы мысленно проходим со Христом весь скорбный путь от Сионской горницы, где произошла Его прощальная беседа с учениками, и до пещеры, где был погребен Спаситель, видим в финальной сцене, как запечатывают Его гроб и оставляют стражу около него. Богослужение этой утрени настолько поглощает все мысли и чувства присутствующих, вызывает столь интенсивные переживания, что для многих христиан эта служба является одной из любимых в годичной круге, несмотря на печать глубокой скорби, которая пронизывает все ее молитвословия.

В приходской практике эта утреня совершается в четверг вечером, Типикон же предписывает начинать ее во 2-м часу ночи, т.е. в 20.00 в пересчете на современные часы.

Итак, до мирной ектении идет обычное последование утрени.

По «Аллилуиа»: тропарь«Егда славнии ученицы…» 3 раза (тот же тропарь, что в Великий Четверг).

Во время пения этого тропаря диакон открывает царские врата (с этого момента и почти до конца, т.е. на протяжении большей части утрени царские врата будут открыты); священник выносит Евангелие и полагает его в центре храма на специальном аналое[55]. Сразу после этого священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение храма (почти как каждение на полиелеи, разве что начинается каждением Евангелия окрест и каждением Евангелия спереди заканчивается).

Малая ектения с возгласом «Яко Твоя держава…»[56].

Типикон говорит только о совершении малых ектений вплоть до 7-го Евангелия и то говорит очень кратко, возгласы для этих ектений не указывает. Но уже в XIX веке приходская практика сформировала последовательность возгласов, употребляемых на этой службе, и эти возгласы указываются во вспомогательных книгах (таких как «Службы Страстной седмицы»). Вот они все:

Перед 1-м Евангелием: «Яко Твоя держава…».

Перед 2-м Евангелием: «Яко подобает Тебе всякая слава…».

Перед 3-м Евангелием: «Яко благословися и прославися Всечестное и Великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа…».

Перед 4-м Евангелием: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем...».

Перед 5-м Евангелием: «Буди держава Царствия Твоего …».

Перед 6-м Евангелием: «Яко благословися Всесвятое Имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа…».

Перед 7-м Евангелием: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя...» [Никольский К., прот., С. 611].

Последовательность всех указанных возгласов после ектений запоминать необязательно, главное – иметь их перед собой во время богослужения.

1-е Евангелие.

Переход на чтение каждого Евангелия начинается с возгласа «И о сподобитися нам…». Перед каждым Евангелием по Уставу следует петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», но на практике почти повсеместно поется «Слава страстем Твоим, Господи»; после каждого Евангелия и по Уставу, и на практике поется «Слава долготерпения Твоему, Господи». Эти фразы перед и после Евангелия поются особым, так называемым «страстным» распевом.

При чтении каждого Евангелия звонарь ударяет в колокол: во время 1-го – один раз, 2-го Евангелия – 2 раза и т.д., т.е. количество ударов равно номеру читаемого Евангелия. После прочтения 12-го Евангелия бывает краткий трезвон [Никольский К., прот., С. 611].

При соборном служении настоятель непременно читает 1-е и 12-е Евангелия, тогда как остальные Евангелия священники «делят» между собой.

После 1-го Евангелия поются следующие молитвословия, причем схема их пения повторяется 5 раз подряд.

3 антифона (во время пения которых

совершается малое каждение[57])

Малая ектения 5 раз подряд перед

Седален[58] Евангелиями 2-м — 6-м

Евангелие(2-е – 6-е)

После 6-го Евангелия:

Поются «Блаженны»с тропарями (в некоторых храмах хор поет только стихи «Блаженн», тогда как тропари читаются). В это время диакон совершает малое каждение.