Великая вечерня и малое повечерие

По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вводной части параграфа, посвященного утрени Великой Субботы).

Перед началом вечерни священник извлекает Плащаницу из хранилища и полагает на престол, так как в конце этой вечерни совершается вынос Святой Плащаницы. Евангелие сразу ставят на горнюю часть престола.

«Благословен Бог наш…».

Обычное начало.

«Приидите, поклонимся…», 103 псалом (священник на амвоне читает светильничные молитвы, как и всегда на вечерне).

Мирная ектения.

«Господи, воззвах…». Стихиры Триоди на 6. «Слава»: Триоди, «И ныне»: Триоди.

Вход с Евангелием.

«Свете тихий…».

2 прокимена и 3 паремии:

1-й прокимен Триоди «Разделиша ризы Моя[59] себе…».

Паремия из книги Исход (о богоявлении Моисею).

2-й прокимен Триоди «Суди, Господи, обидящия Мя…».

2-я паремия (эпилог книги Иова; читается ради фразы, которая встречается в неканоническом добавлении к книге: «Писано же есть паки, востати ему, с нимиже Господь возставит и»).

3-я паремия Триоди (53-я глава книги Исаии – верх ветхозаветного мессианизма; присоединяется без прокимена).

Прокимен Апостола «Положиша Мя в рове преисподнем…».

Заметим, что между 3-й паремией и прокименом Апостола нет никаких «переходных» молитвословий (как, например, в навечерие Рождества Христова и Богоявления, где произносится малая ектения), потому чтец, читающий Апостол, выходит к Плащанице еще во время чтения 3-й паремии и сразу по ее окончании следует обычное последование: «Вонмем», «Мир всем» и пр.

Апостол (Кор. зачало 125-е).

Аллилуиа.

Евангелие (Мф. зачало 108-е).

Второе составное Евангелие, читаемое на Страстной седмице. За основу берется повествование евангелиста Матфея, в которое вставляются фрагменты из Евангелий от Луки (о покаянии благоразумного разбойника) и от Иоанна (о прободении Спасителя). О проблеме, связанной с этим чтением, подробно сказано в предыдущей нашей книге (см. §1.5. главы 5 части I в книге «Устав православного богослужения», С. 114-118).

Сугубая ектения.

«Сподоби, Господи…»(ради строгости дня не поется, а читается).

Просительная ектения и молитва главопреклонения.

Стихиры на стиховне: 4 стихиры Триоди с воскресными припевами «Господь воцарися…»; «Слава, и ныне»: «Тебе одеющагося…».

Во время пения стихир настоятель облачается во все священные одежды[60]; при пении «Тебе одеющагося…» диакон открывает царские врата и совершается каждение Плащаницы на Престоле.

Чтец: «Ныне отпущаеши…». Трисвятое по «Отче наш…»

Священник: «Яко Твое есть царство…».

Хор медленно поется тропари: «Благообразный Иосиф…», «Слава, и ныне»: «Мироносицам женам…».

Во время пения этих тропарей совершается вынос Святой Плащаницы – центральное действие на этой вечерне. Священник поднимает плащаницу на главу, выносит через северную дверь из алтаря (ему предшествует диакон с кадилом) и полагает в центре храма на уготовленное место так, чтобы Глава Спасителя располагалась в северной части (слева, если смотреть с позиции стоящих в храме). В центре Плащаницы полагают малое («требное») Евангелие. Если служба совершается собором духовенства, то Плащаницу поднимают и несут младшие священники, а настоятель идет под Плащаницей с Евангелием в руках. Если Плащаница велика или северные двери слишком узкие (а может быть и то, и другое вместе), разрешается выносить Плащаницу через царские врата.

«Относительно выноса Плащаницы на вечерне в Великий Пяток в нынешнем Типиконе ничего не сказано, сказано лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей греческих, южнославянских и древнерусских. А потому, можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерне в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви в ХVIII веке (позже 1695 года, когда наш церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот явился у нас под влиянием позднейшей практики восточных Церквей» [Шиманский, 2002, С. 270].

На практике сразу после выноса Плащаницы настоятель (гораздо реже — другой священнослужитель) произносит проповедь. Сразу после проповеди во многих храмах поется канон из малого повечерия «на Плач Богородицы» (подробно скажем далее), хотя по Уставу должен быть переход на отпуст:

Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...»

………………………………………………………….

Отпуст вечерни – краткий праздничный с вводной фразой «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти…».

«Великаго господина…».

После отпуста духовенство, затем все остальные целуют Плащаницу; хор на практике поет стихиру с утрени Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа…».

Малое повечерие и канон «на Плач Богородицы». Сразу после отпуста вечерни может быть совершено малое повечерие по тому же чину, что накануне Великого Четверга и Великой Пятницы. Самая примечательная особенность этой службы – чтение умилительного канона «на Плач Богородицы», написанного в X веке преподобным Симеоном Логофетом. Этот канон, в отличие от трипеснцев предыдущих дней, является полным, т.е. имеет все песни.

Однако на практике во многих храмах поступают следующим образом: повечерие не служат, но его канон вставляют в окончание вечерни сразу после проповеди (если нет проповеди, то сразу после выноса Плащаницы). В этом случае хор сразу поет ирмос 1-й песни, тропари (на 4) читает духовенство перед Плащаницей, по каждой песни поется катавасия. По 6-й песни священник читает «Господи, помилуй» 3 раза, «Слава, и ныне», кондак и икос Великой Пятницы. После катавасии 9-й песни диакон возглашает «Премудрость» и бывает переход на отпуст по чину великой вечерни.