Утреня Великой Субботы

В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы.

— Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному времени (если вечерню начать в 14.00, то закончится она примерно в 15.30 и тогда интервал между вечерней и утреней будет 1,5 – 2,5 часа).

— Утреня присоединяется к вечерне Великой Пятницы и в таком случае совершается длительное богослужение продолжительностью более 4 часов (начало вечерни в этом случае может смещаться в сторону более позднего времени).

— Утреня совершается ночью (начинается примерно в 4.00 или 5.00), к ней сразу присоединяется литургия Великой Субботы (разумеется, с часами). Именно такой вариант поддерживает Г. И. Шиманский [Шиманский, 2002, С. 274].

Из трех вариантов нам кажется оптимальным 1-й вариант, так как недостатком других является чрезмерная длительность служб, что способствует не только утомлению молящихся, но и, самое главное, снижению внимания, в результате чего 2-я половина службы воспринимается с большим трудом. С другой стороны, организация богослужения по 1-му варианту возможна только в тех местах, где подавляющее большинство прихожан живет недалеко от храма, так что они могут после окончания вечерни за 15-20 минут добраться домой и собраться с силами перед тем, как пойти на утреню. Таким образом, 1-й вариант предпочтительнее в местах компактного проживания прихожан близ храма, тогда как 2-й вариант – в тех местах, где многим людям приходится добираться до храма более 40 минут. Наконец. 3-й вариант – длительное богослужение ночью – следует признать наименее удовлетворительным с практической точки зрения, так как получается, что 2 ночи подряд (накануне Великой Субботы и пасхальную) люди проводят без нормального сна, что весьма тяжело.

Утреня Великой Субботы по типу является утреней с великим славословием, однако, как это присуще службам всех последних дней Страстной седмицы, имеет немало индивидуальных особенностей в последовании.

По «Бог Господь…»: тропарь«Благообразный Иосиф…», «Слава»: «Егда снизшел еси…», «И ныне»: «Мироносицам женам…».

В начале пения этих тропарей диакон открывает царские врата, духовенство выходит в центр храма и священник в предшествии диакона со свечой совершают полное каждение храма, начиная с Плащаницы.

Сразу после тропарей читаются Непорочны с похвалами («похвалы» — особые тропари, читаемые после каждого стиха 118 псалма). Непорочны разделяются на 3 статии[61]. Начало и конец каждой статии (соответственно, первые и последние два стиха с похвалами) поет хор; в основной же части статии хор поет стихи псалмов (в Триоди они выделены красным шрифтом), а духовенство читает похвалы (черным шрифтом в Триоди).

По окончании 1-й и 2-й статии диакон произносит малую ектению, священник говорит особые возгласы. При пении начальных стихов 2-й и 3-й статии на практике совершается малое каждение. После 3-й статии поются воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор…», в это время священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение храма. Затем также произносится малая ектения, особый возглас и читаются седальны Триоди.

50 псалом.

Канон: полный канон 6-го гласа «Волною морскою…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12, катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Канон Великой Субботы, кроме того что он относится к числу самых выдающихся, прекраснейших и проникновенных произведений христианской гимнографии, имеет и удивительную историю. В настоящее время мы воспринимаем его как целостную единицу, однако данный канон является составным произведением, плодом творчества сразу трех песнописцев, о чем кратко сообщает наш Типикон. Сначала (в VIII веке) преподобный Косма Маюмский написал песни с 6-й по 9-ю, т.е. по замыслу преподобного Космы канон для богослужения Великой Субботы исконно предполагался как четверопеснец. Акростихом четверопеснца святого Космы была фраза «Σάββατον μέλπω μέγα» = «Субботу пою великую». Впоследствии в IX веке святая инокиня Кассия добавила в канон песни с 1-й по 5-ю, составив для них ирмосы и тропари (однако принцип акростиха в ее части канона отсутствовал). Наконец, в конце IX — X веке святой Марк Идрунтский заменил тропари святой Кассии тропарями собственного сочинения, оставив только ее ирмосы. И хотя тропари, составленные святой Кассией, встречаются в рукописях вплоть до XII века, вскоре они были совершенно вытеснены тропарями, принадлежавшими святому Марку. Таким образом, канон приобрел современный вид и стал иметь акростих «Και σήμερον δε Σάββατον μέλπω μέγα» («и сегодня же субботу пою великую»), причем в этот акростих не входят ирмосы песней с 1-й по 5-ю, т.е. ирмосы, составленные преподобной Кассией. Получается нетипичная ситуация: акростих полного канона Великой Субботы состоит из начальных букв тропарей 1-й половины канона и ирмосов и тропарей 2-й половины (тогда как обычно в акростих входят и ирмосы, и тропари, или только тропари всех песней)! Почему Церковь отдала предпочтение тропарям святого Марка, а тропари святой Кассии вышли из употребления? Скорее всего, решающее влияние на такой выбор оказали два фактора: в четверопеснце преп. Космы каждая песнь имеет минимум 3 тропаря, тогда как в каноне Кассии было всего по два тропаря в каждой песни. Святой Марк также составил по 3 тропаря, так что его канон по количеству тропарей более походил на исходный четверопеснец святого Космы. Во-вторых, с тропарями святого Марка канон приобретал новый акростих, тогда как с тропарями Кассии канон в целом акростиха не имел[62].

По 3-й песни — седальны Триоди.

По 6-й песни — кондак и икос Триоди

На 9-й песни «Честнейшую…» не поется.

По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш…» (других светильнов нет).

«Всякое дыхание…» (поется сразу после «Свят Господь Бог наш…»), хвалитные псалмы.

На «Хвалите...» стихиры Триоди на 4; «Слава»: Триоди, «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

Во время пения стихир настоятель облачается во все одежды, во время пения Богородична «Преблагословенна еси…» диакон открывает царские врата и духовенство выходит в центр храма. Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» престоятель произносит перед Плащаницей.