Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней

В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого.

Начало службы по Типикону – 10-й час дня, т.е. примерно в 16.00 в переводе на современные часы; в приходской же практике эта литургия совершается в субботу утром сразу после часов с изобразительными. Как и в Великий Четверг, проскомидия в подавляющем большинстве храмов совершается во время чтения часов, а не при пении стихир на «Господи, воззвах…», как предписывает Типикон.

Это богослужение имеет несколько уникальных особенностей, три из которых встречаются лишь раз в году! Ввиду их исключительности сначала перечислим их отдельно, а затем еще раз укажем при изложении особенностей богослужения в целом.

Итак, вот 3 богослужебные особенности, встречающиеся только раз в году и только на богослужении Великой Субботы.

1) Прокимен на вечерне (после «Свете тихий…») отменяется. Действительно, всегда на вечерне есть прокимен. Он может быть различным по форме (великий или обычный), находиться в разных богослужебных книгах (прокимены дневные, Триоди или великие праздничные), но всегда он есть. В двух случаях — в субботы Мясопустную и Троицкую — он заменяется пением «Аллилуиа». И лишь в Великую Субботу прокимен отсутствует и ничем не заменяется.

2) После чтения Апостола на литургии не бывает «Аллилуиа», но поется псалом 81 с рефреном «Воскресни, Боже, суди земли…»; по форме это песнопение напоминает великий прокимен, но с большим количеством стихов.

3) Вместо херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча…»; это – единственный случай пения в году данного тропаря на уставном богослужении.

4-й исключительной особенностью можно было бы назвать чтение 15 паремий, однако все-таки аналогичное явление присутствует еще два раза в году – в навечерие Рождества Христова и Богоявления, разве что в Великую Субботу количество паремий больше, да и по объему многие из них гораздо пространнее тех, которые читаются на Рождество Христово и Богоявление.

Перейдем теперь к последовательному изложению всех особенностей Великой Субботы.

«Благословенно царство…» (возглас литургии).

Обычное начало.

Так как в приходской практике вечерня следует сразу после изобразительных, то обычное начало целесообразно пропустить.

«Приидите, поклонимся…», 103 псалом (священник на амвоне читает светильничные молитвы, как и всегда на вечерне).

Мирная ектения.