Пасхальная полунощница.

Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триоди в целом (чин этой службы излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы, к тому же на пасхальной полунощнице еще раз поется канон Великой Субботы). Потому целесообразнее рассмотреть ее именно здесь, в заключительной части главы, посвященной службам Страстной седмицы.

Это — единственная в году полунощница, которая совершается на приходах. Так как Пасха — воскресный день, а воскресная полунощница имеет лишь одну часть в своем последовании, то и пасхальная полунощница состоит из одной части.

Время начало полунощницы определяется настоятелем в связи с временем начала крестного хода, исходя из того, что на совершение полунощницы потребуется примерно полчаса (впрочем, такая стандартная для приходов средняя продолжительность пасхальной полунощницы ориентирована на то, что тропари канона читаются на 4; в тех же местах, где читают канон на 12 (по полному чину), полунощница продлится дольше – около 45-50 минут). Если крестный ход начинается ровно в полночь, то полунощницу можно начать примерно в 23.25; если же крестный ход начинается в 23.45, то полунощницу можно начинать в 23.15.

Перед началом пасхальной полунощницы совершаются входные молитвы (по обычному чину, разве что с пропуском «Царю Небесный…» в начале) и духовенство облачается во все свои одежды (с чтением молитв, как перед литургией). Такая практика связана с тем, что пасхальную утреню Устав требует совершать в полном облачении, но времени на облачение у священника после полунощницы, как правило, уже не бывает. Впрочем, если кто хочет совершить облачение непосредственно перед крестным ходом, тот настоятель может начать полунощницу заблаговременно (в 23.00), чтобы оставить себе и сослужащим 5-10 минут на облачение. Напомним также, что на полунощнице и пасхальной утрене употребляется облачение белого цвета.

Итак, схема пасхальной полунощницы излагается в конце 49-й главы Типикона, причем заметим, что существенный удельный вес в этом богослужении занимает канон Великой Субботы, тогда как на все другие взятые вместе молитвословия уходит не более ¼ общего времени совершения полунощницы.

Священник (перед Плащаницей): «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…».

Таким образом, уже на этой полунощнице впервые отменяется молитва «Царю Небесный…», которая следующий раз будет звучать только в Неделю Пятидесятницы.

Священник: «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь. Господи, помилуй»(12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...».Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».

Канон Великой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей[64]), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни).

Типикон содержит странное указание, согласно которому канон на полунощнице следует петь «со стихами песней», т.е. подразумеваются библейские песни в праздничном варианте «Поем Господеви…». Понятно, что в приходской практике библейские песни вообще поются крайне редко, тем более вряд ли кто будет петь их на пасхальной полунощнице, потому практического значения данное предписание Типикона почти не имеет. Однако интересно оценить его с теоретической точки зрения. С одной стороны, к каждому указанию Типикона следует относиться как к безусловно авторитетному, так что «если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. С другой стороны, рассматриваемое предписание противоречит двум общеизвестным фактам. 1) Библейские песни входят в последование утрени и ни на какой другой службе, кроме утрени, не поются. Среди всех случаев употребления канона на повечерии и на воскресной полунощнице нет хотя бы еще одного случая, когда канон пели бы с библейскими песнями. 2) На Страстной седмице библейские песни не поются даже на утрене во все дни, начиная с Великого Понедельника. Потому пение их на пасхальной полунощнице или следует признать труднообъяснимым прецедентом, или же, что более вероятно, странное и непонятное указание петь канон Субботы «со стихами песней» следует воспринимать как простую ошибку, вкравшуюся в текст Типикона и Триоди[65].

По 3-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды, вместо ектении), седален Триоди, «Слава, и ныне»:тот же седален.

По 6-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды), кондак и икос Триоди.

В начале 9-й песни священник троекратно кадит Плащаницу вокруг, затем при пении катавасии «Не рыдай Мене, Мати…» священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь, полагает ее на престоле, снова кадит троекратно окрест. На престоле поверх плащаницы кладут антиминс и Евангелие. Здесь Плащаница будет находиться до отдания Пасхи «в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении» [Шиманский, 2002, С. 294].

Чтец: Трисвятоепо «Отче наш…».

Священник:«Яко Твое есть Царство...».

Хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти…»(воскресный тропарь 2-го гласа).

Священник произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...».

Хор:«Аминь».

Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник творит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Хор:«Аминь».


[1] В Неделю сыропустную имеется особый Богородичен на ряду.

[2] В Триоди как исключение находится два кондака, но Типикон указывает читать только 2-й кондак («Воздыхания принесем…»), тем более что 1-й кондак («Фарисеева убежим…») не имеет икоса и потому выглядит неполным.

[3] Можно заметить, что из Октоиха берутся только покаянные стихиры, тогда как мученичен (3-я стихира) оставляется. Выбор покаянных стихир лучше всего соответствует идейному содержанию этой вечерни как первого великопостного богослужения седмицы.

[4] Впрочем, совсем не обязательно предельно буквально следовать этой уставной формуле, ибо шаблонное, механическое произнесение определенных фраз иногда создает впечатление формализма. В данном случае вполне уместна частичная импровизация: можно видоизменить эту фразу и произнести ее так, чтобы люди почувствовали в словах настоятеля искренность и сердечную теплоту.

[5] Следовательно, прежде чем читать седальны по 1-й кафисме, нужно посмотреть, имеет ли святой кондак по 6-й песни канона.

[6] Двукратное чтение «Благо есть…» — особенность великопостной утрени.

[7] Разумеется, исключением из правила является совпадение с праздником Благовещения

[8] Чтобы спеть стихиры 2-го святого, пришлось бы или опустить подобны Триоди (что невозможно, так как Устав ни в каком случае не допускает отмены какого-либо песнопения Триоди), или увеличить количество стихир до 10, что также на вседневной службе выглядит неестественно.

[9] Так как по Уставу диакон не принимает участия в совершении часов, то возгласы перед прокименом и паремией говорит священник.

[10] Насчет чтения кондака Преображения в седмичные дни Великого поста в Типиконе указаний нет, однако об этом говорится в современных изданиях Часослова. Использование этого кондака в период поста связано с содержащейся в нем фразой «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», которая ясно свидетельствует о вольных страданиях Спасителя, воспоминание которых на Страстной седмице является кульминацией периода Великого поста.

[11] См. 11, 13, 14, 17 февраля.

[12] Например, 14 февраля на «Господи, воззвах…» стихира «Славы» имеется, тогда как на стиховне – нет.

[13] Поминания «сестер» Типикон не предусматривает, но на приходе такое добавление вполне уместно.

[14] В греческом Часослове это прошение выглядит иначе: «Рцем и о себе самех» («Είπωμεν και υπέρ εαυτών», см.: Μέγα Αποδείπνον // Μέγας Ιερός Συνέκδημος. Αθήναι, Έκδοσεις Φως. Σ. 94). Такой же вариант указан и в примечании в славянском Часослове. Действительно, прошение «о себе самех» выглядит более логичным, так как, во-первых, все другие члены Церкви (священноначалие, гражданская власть и другие) уже были названы в предыдущих прошениях, во-вторых, в церковной традиции молитва «о себе» обычно следует в конце, после других поминаний (в частности, священник изымает частицу за себя в конце проскомидии).

[15] Софроний (Смук), игум. Божественная литургия Преждеосвященных Даров // Церковный вестник. СПб., 2000. №1.

[16] Чин Божественныя литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова / Сост. игумен Софроний (Смук). СПб., 2001.

[17] Обычно это литургия в воскресный день или же на праздник Благовещения, если он случится в седмичный день Великого поста.

[18] По Уставу, однако, не полагается открывать царские врата перед пением «Да исправится…». В Триоди Постной содержится указание открывать врата только после пения «Да исправится…» и только в тех случаях, когда за пением «Да исправится…» следует чтение Апостола и Евангелия (в случае полиелейного праздника, 24 февраля и 9 марта): «Аще (случится) праздник Обретения честныя главы или святых 40 мучеников, тогда по окончании “Да исправится…” абие святым вратом отверстым поем прокимен, Апостол» и так далее (см.: Последование среды 1-й седмицы, 1-е «зри»).

[19] В малых храмах, где хор небольшой, иногда весь хор становится в центре храма и поет начальное «Да исправится…» (как и последующие стихи), а священник вместе с диаконом поют припев «Да исправится…».

[20] В Служебнике говорится, что священник и диакон «идуще же ничтоже глаголют». Конечно, в первую очередь это указание означает, что не произносятся обычные для полной литургии поминания («Великаго господина…»). Однако есть все основания полагать, что данную фразу можно понимать буквально, то есть священник и диакон должны переносить Святые Дары в полном молчании в ознаменование благоговейного отношения к святыне. Потому выглядит неуместным произнесение некоторыми священниками слов «Верою и любовию…», тем более что в них нет необходимости. Скорее всего, эта практика объясняется желанием указать хору, что следует петь 2-ю часть песни «Ныне Силы Небесныя…».

[21] В случае поздней Пасхи февральские празднования случаются раньше наступления 2-й седмицы поста, а 9 марта может выпасть на субботу или воскресенье.

[22] Если есть особые стихиры святого на «Господи, воззвах…» для вечерни в сам день праздника, то поются именно эти стихиры (см. 9 марта); если же отдельных стихир нет (как, например, 24 февраля), то повторяются те же самые, что были спеты на вечерне накануне.

[23] Даже заупокойные службы 2-й, 3-й и 4-й суббот Великого поста можно условно назвать праздничными в сравнении с великопостными службами седмичных дней.

[24] Если Пасха случится 1 апреля (2058, 2069, 2080 годы), то мы будем совершать память мученика Феодора 2 дня подряд: в пятницу по Минее и в субботу 1-й седмицы по Триоди.

[25] Далее в этом параграфе песнопения святого великомученика Феодора мы будем обозначать кратко: стихира мученика, тропарь мученика и т.д.

[26] В Триоди даны только начальные слова песнопения, полный же текст Богородична находится во 2-м приложении Минеи (можно также взять из Ирмология).

[27] Справедливости ради отметим, что именно в такой формулировке данное правило применяется к праздникам 40 мучеников Севастийских (см. 1-ю Маркову главу 9 марта) и храмовому празднику (31-я и 32-я храмовые главы). Предписание же, содержащееся в 8-й Марковой главе праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи, менее конкретно; здесь выбор — перенести праздник или на Неделю сыропустную, или на 1-ю субботу поста — предоставляется настоятелю.

[28] Это следующие ключи границ: Д, Е, Ж, «зело» З, П, Р, С, Т, У, Ь, «ять», Ю, «большой юс», «малый юс».

[29] Имеется в виду, что стихи Часослова берутся на 6, хотя самих стихир будет 7 вследствие того, что добавляется самогласен святого с особым припевом.

[30] 9-я Маркова глава 24 февраля — единственный источник для составления службы полиелейному святому в 1-ю субботу Великого поста — указывает в качестве припева «Возвеселится праведник о Господе…» — стих, который совпадает с прокименом на литургии. По аналогии с этим и в других случаях можно в качестве припева брать прокимен святого с литургии.

[31] Типикон не говорит пении тропаря и кондака храма. Однако исходя из принципа, что служба святому с полиелеем не отменяет пение тропаря и кондака храма по малом входе, мы включили эти песнопения в предложенную схему.

[32] Причастен «Радуйтеся праведнии…» добавляется к воскресному только в две недели Триоди постной: Неделю Мясопустную и в 1-ю Великого поста.

[33] Такая забота Устава об обязательном прочтении четверопеснца Триоди на одной из служб суточного круга, пусть даже и на такой второстепенной службе, каковой является повечерие, является частным случаем реализации общего принципа, сформулированного в Марковой главе 2 февраля: «За еже не оставити триоднаго стиха ни единаго, еже ему не петися» (см. «Аще случится праздник Сретения Господня в неделю мытаря и фарисеа…»). Так как многие песнопения Триоди поются раз в году, Устав даже в сложных случаях ищет возможность прочитать каждое молитвословие на одной из служб суточного круга (пусть даже в другой день).

[34] Молитва «Боже духов…» полагается в конце каждой заупокойной ектении, однако на практике священники редко читают ее каждый раз. Чаще всего пресвитер (настоятель) громко читает эту молитву при совершении последней заупокойной ектении (в данном случае по 6-й песни канона), тогда как предшествующие разы или читают ее тайно, или опускают вообще.

[35] Подробная схема совершения канона с библейскими песнями для этих суббот дается в пособии архим. Иоанна (Маслова)[Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 236-237]. Впрочем, не совсем понятно, почему архим. Иоанн предлагает петь катавасии по каждой песни (для песней с 1-й по 5-ю) и отменяет пение «Достойно есть…» в конце канона (это явные ошибки автора пособия).

[36] Например, если случится 24 февраля в неделю 1-ю поста, то в соответствующей Марковой главе мы встречаем отсылку к Марковой главе, рассматривающей службу при совпадении с Неделей 3-й поста. Точно также храмовая глава 38-я, посвященная службе храмового праздника в Неделю Крестопоклонную, отсылает нас к храмовой главе 33-й, где рассматривается служба престольного праздника в Неделю 1-ю Великого поста.

[37] Интересно, что этот самогласен по содержанию стоит особняком в ряду песнопений Триоди, ибо его тема – причта о мытаре и фарисее.

[38] Крайне редкий случай, когда поется служба Октоиха, но причастен воскресный «Хвалите Господа с небес…» отменяется.

[39] Здесь и далее в этом параграфе мы будем использовать написание слова «Акафист» с прописной буквы применительно к акафисту Пресвятой Богородицы, который является единственным уставным акафистом. Греки до сих пор термин «акафист» применяют исключительно к Богородичному акафисту, который поется в субботу 5-й седмицы Великого поста. Потому, чтобы не смешивать уставной акафист с другими песнопениями этого типа, его название будем писать с заглавной буквы.

[40] «Неседальная песнь» — буквальный перевод греческого выражения Ακάθιστος Ύμνος.

[41] Есть мнение, что первоначально роль «проимия» для Акафиста играл тропарь «Повеленное тайно…», который мы теперь поем на богослужении Субботы Акафиста.

[42] В греческих книгах все строфы Акафиста называются икосами, тогда как в славянских богослужебных книгах строфы без херетизмов начиная с XIV века стали называть кондаками.

[43] Согласно Типикону, в начале каждой части Акафиста кадит только диакон, причем в начале I части он совершает полное каждение, тогда как на всех остальных – малое каждение.

[44] Представим все перечисленные отличия уставного образа совершения Акафиста от общепринятой современной практики в форме таблицы:

  Типикон Современная практика
священнослужители читают Акафист в алтаре в центре храма
каждение совершитель только диакон на I и IV частях – предстоятель, на II и III – диакон или младший пресвитер
вид на I части – полное, на остальных – малое на I и IV частях – полное, на II и III – малое

 

[45] Четверопеснец имеет 8 тропарей рядовых и два добавочных в каждой песни со своими стихами, потому получается на 10

[46] При переходе с 5-й на 6-ю песнь получается интересная ситуация: только что пели катавасию 5-й песни «Ужасошася всяческая…» (входящую в состав катавасии «Отверзу уста моя…»), и сразу же следует песнь ирмос 6-й песни «Божественное сие и всечестное…», опять-таки взятый из группы ирмосов «Отверзу уста моя…».

[47] Обратим внимание, что седален по 3-й песни канона – единственное песнопение, которое не отменяется в связи с пением Акафиста, тогда как седальны по кафисмам в данной службе заменяются Акафистом полностью.

[48] Можно сказать, употребление припевов «Воскресни Господи Боже мой…» и «Исповемся Тебе Господи…», взятых с воскресной утрени, является 5-й воскресной особенностью данной службы. Однако на большинстве приходов стихиры поют в сокращении, потому данная особенность почти незаметна и многие литургисты, перечисляя воскресные особенности службы Лазаревой субботы, о пении этих двух стихов не упоминают.

[49] По Уставу, когда праздничный тропарь в начале утрени поется 3 раза, схема его пения всегда следующая: тропарь 2 раза, «Слава, и ныне»: тропарь 3-й раз. Скорее всего, именно так следует петь и тропари на Страстной седмице. Однако в приходской практике нередко используется другая, необычная схема: «Се Жених грядет в полунощи…», «Слава»: «Се Жених грядет в полунощи…», «И ныне»: «Се Жених грядет в полунощи…».

Это же замечание относится к пению тропаря «Егда славнии ученицы…» на утрене Великого Четверга и Великой Пятницы.

[50] «Чертог Твой…», «Слава»: «Чертог Твой…», «И ныне»: «Чертог Твой…».

[51] В Великую Среду добавляется 4-я стихира с особым припевом «Исповемся Тебе, Господи…»

[52] В наших богослужебных книгах (Типикон и Триодь) указано читать тропари канона Великого Четверга на 6, но это обстоятельство можно однозначно квалифицировать как ошибку переписчика или редактора Иоакимовского Типикона (вкравшуюся в уставные книги во 2-й половине XVII века). Во-первых, во все другие дни Страстной седмицы тропари канонов на утрене читаются на 12. Во-вторых, против чтения тропарей на 6 говорит сама необычность такого предписания. Канон в Великий Четверг совершается по праздничному чину (ирмос дважды, катавасия по каждой песни), но на утрене ни в одном из таких случаев тропари канона не читаются в столь малом количестве (седмичные дни Четыредесятницы не в счет, так как там канон совершается по вседневному чину, да и лишь часть песней поется на 4). В-третьих, можно привести массу свидетельств из средневековых русский рукописей и старопечатных книг, где указано читать тропари канона Великого Четверга на 12. Вот лишь некоторые из них:

Устав церковный. XV век. Л. 346 / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 240. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=240

Устав церковный. 2-я половина XVI века. Л. 357 обор. / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 244. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=244

Триодь Цветная. XVI век. Л. 43. / Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Главная библиотека. № 399. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=399

Устав. 1610 г. Л. 1127./ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1157?fnum=1130)

Триодь Цветная. 1635 г. Лист 92 обор./ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1068?fnum=94)

Для сравнения, в Типиконе 1682 года, изданном при Патриархе Иоакиме, указанная ошибка уже появляется. См. Устав. 1682. Лист 512/ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1160 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1160)

[53] «Благо есть…» читаем один раз, ведь это — обычная вседневная, а не великопостная утреня. Более того, начиная с Великого Четверга «Благо есть…» на всех службах читается по разу.

[54] По аналогии с литургией Преждеосвященных Даров, во время пения прокименов на практике царские врата отворяются, после пения прокименов закрываются.

[55] Согласно Типикону, Евангелие все время находится в алтаре и читается на престоле.

[56] Заметим, что наличие малой ектении – отличительная особенность утрени Великой Пятницы (в Великий Четверг в аналогичном месте ектении нет).

[57] По Уставу диакон должен совершать каждение при пении седальнов, но на практике многие кадят во время антифонов.

[58] По Типикону седальны поются так: седален, «Слава»: конец седальна, «И ныне»: еще раз седален полностью. На практике хор поет седален один раз; если же хор по какой-то причине не может петь седальны, то чтец читает седален, «Слава, и ныне»: еще раз седален полностью.

[59] Насчет орфографии здесь и в последующих ветхозаветных текстах. Понятно, что стихах псалмов изначально речь идет о страдающем праведнике, потому местоимения «моя», «мя» следовало бы писать со строчной буквы, если бы это была просто цитата. Однако на богослужении Великой Пятницы мы все эти тексты относим к Спасителю (т.е. фраза «разделиша ризы Моя» как бы исходит из уст Самого Христа). Потому здесь целесообразным считаем использование прописных букв в местоимениях.

[60] Если настоятель сомневается в том, что он успеет облачиться во все одежды за то время, пока поются стиховные стихиры, он может сделать это сразу после входа.

[61] Разделение 118 псалма на 3 статии соответствует его разделению в Псалтири «Славы». Разделение это – неравномерное: 1-я статия – 72 стиха, 2-я статия – 59 стихов, 3-я статия – 45 стихов. Видно, что 1-я статия по объему более чем в 1,5 раза превосходит 3-ю статию.

[62] Сенина Т. А. (монахиня Кассия), "Волною морскою...". Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской / Пер. с древнегреч. и комм. //Τέχνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып. 2. Новосибирск, 2006. С. 481

[63] Только в Великую Субботу, единственный раз в году, после кондака «Господи, помилуй» читается 12 раз (а не 40).

[64] Если священник служит один и он будет сам читать канон перед Плащаницей (т.е. в алтаре никто из священнослужителей не останется), он заблаговременно (перед началом полунощницы) должен поставить напрестольное Евангелие на горней стороне престола, чтобы освободить место для Плащаницы, которая в конце канона полагается на престол. Если же во время канона в алтаре есть диакон или другой священник, не принимающий участия в чтении канона, то он это может сделать непосредственно перед 9-й песнью канона.

[65] Рукописная Цветная Триодь XVI века содержит следующее указание о пении канона Великой Субботы на пасхальной полунощнице: «ирмосы по 2, тропари по 4» (См. Триодь Цветная. / Сайт Троице-Сергиевой Лавры. Рукописи. Главная библиотека. № 399, Л. 100. Электронный ресурс. Режим доступа:. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=399) Такое малое количество тропарей уже подразумевает, что, по крайней мере согласно этому памятнику, канон Великой Субботы на полунощнице пели без библейских песней.