Богословие или послание — или и то, и другое?

Столетиями читатели и толкователи Павлова Послания к Римлянам принимали как само собой разумеющееся, что в этом Послании содержится богословие, то есть христианская доктрина, более или менее вневременная истина о Боге и че­ловечестве, представленная в стройной системе мысли. Такой взгляд не оставлял места для сомнений в утверждениях, кото­рые могли оказаться существенными для специфической си­туации времени Павла и которые нельзя было бы приложить к различным ситуациям более поздних веков. Поэтому отцы церкви и лидеры протестантской Реформации могли прибе­гать и обращаться к Посланию к Римлянам как к ответу на вопросы, обсуждавшиеся их современниками. Эта позиция по­степенно менялась в период становления современного изу­чения Библии. В качестве первого шага Просвещение ввело различие между вечной истиной (определив ее как совмести­мую с разумом) и ее случайными историческими «облачения­ми» (которыми могли бы пренебречь и от которых могли бы избавиться современные умы). Сущностное содержание Писа­ния продолжали рассматривать как доктрину. Однако открыл­ся путь к более внимательному изучению обстоятельств и раз­вития. Следующей стадией было обнаружение разных богосло­вии, содержащихся в разных писаниях Ветхого и Нового Заветов, а также размышления не только о меняющихся вре­менах, но и о личностях авторов. Раньше или позже, это зна-

ние о многообразии привело к вопросу об отношениях и вза­имодействиях между указанными разными позициями. Таким образом, отчасти под влиянием гегелевской философии исто­рии, девятнадцатое столетие рассматривало возникновение раннего христианства как процесс конфликтующих позиций и движений. Исследование намерений стало преобладать над простыми толкованиями содержания, а определение намере­ний предполагало выяснение того, к каким именно читателям были адресованы отдельные тексты. Оказалось, что библей­ская литература — это продукт взаимодействия между ее авто­рами и читателями, как и всякая другая литература. Самый простой доступ к таким взаимодействиям дает жанр посланий с их более или менее надежными указаниями об отправителе и адресате. (Потребовалось бы намного больше времени для уяснения того, что и Евангелия вдохновлены нуждами опре­деленного круга людей, в частности — особых сообществ, на которые хотели оказать влияние авторы Евангелий.)

В двадцатом веке горизонты изучения библейских писаний расширились, дав возможность читать их помимо и за преде­лами богословского контекста. Метод анализа форм стимулиро­вал изучение общины и ее традиций как фона и базиса рели­гиозных писаний. Экзистенциальная философия подтолкнула экзегезу к поиску под поверхностью текстов структур челове­ческого сознания, обнаружение которых, как надеялись, об­легчило бы восприятие этих текстов современным человеком. Позже, в более научном духе, к Новому Завету были приме­нены психология и социология. Политические события на­ших дней пробудили интерес к тому воздействию, которое имела напряженность новозаветного века на взгляды ранних христиан. С другой стороны, интерпретаторы, более глубоко укорененные в пастырской практике, обнаружили в разных пассажах Деяний Апостолов и новозаветных Посланий моде­ли для проповеди или для возрастания церкви.

Комментарии к Посланию к Римлянам внесли свой вклад в это развитие и в многообразие подходов. Описывать богословие Послания к Римлянам — не значит забывать о нашем соб­ственном месте в истории интерпретации. Скорее нам следу­ет расширить наше понятие богословия так, чтобы оно вклю­чало пастырские, социальные, политические и эмоциональ­ные измерения. Если центр богословия — Бог, Творец всего, то само собой разумеется, что оно должно быть всеохватыва­ющим. И, в конце концов, встретиться с Павлом — значит увидеть человека страсти как до, так и после знаменитого поворотного пункта его жизни, связанного с городом Дамас­ком. Послание к Римлянам не составляет исключения — хотя оно представляется наиболее тщательно разработанным, по­рой замысловатым и в известном смысле самым зрелым из дошедших до нас текстов Павла.