В синод, пер. — «между которыми». — Прим.пер.

Однако для уяснения цели Послания к Римлянам очень важ­но понять, что христиане из язычников — это основные со­трудники Павла как в рамках самого послания, так и в планах Павла на будущее (см. 1:11-15; 15:14-29).

То, что иудеохристиане (или христиане-евреи), вероятно, составляли меньшинство, обычно считается результатом кон­фликтов в конце сороковых годов, приведших к изгнанию иудеев из столицы, упоминаемому в Деян 18:2 и у Светония в его Жизни Клавдия (25:4). Многие ученые убеждены, что имя Chrestus, указывающее на подстрекателя общественных мяте­жей у Светония, есть искаженное Christus. Это ведет, в свою очередь, к предположению, что римские власти считали груп­пу Christiani (= последователи Христа) ответственной за это гражданское неповиновение. Судя по свидетельству Деяний, касающемуся локальных конфликтов внутри тех иудейских общин (и между ними), которые противостояли христианской вести, более чем вероятно, что основание христианства в Риме относится ко времени до прибытия Павла в Коринф, то есть до 50 года н.э.24

Масштаб того изгнания иудеев из Рима определить нелег­ко. Свидетельство Луки в Деян 18:2 позволяет думать, что было десять тысяч иудеев, подпавших под эдикт Клавдия, которые были вынуждены покинуть город (среди них христианская пара — Акила и Прискилла, упоминаемые Лукой). Но его све­дения обо «всех» иудеях не подтверждаются Светонием, чьи Iudaeos могут быть сведены даже к значению «лишь некоторые иудеи», так как в латинском языке нет определенного артик­ля. Однако в контексте этого краткого замечания упоминают­ся другие меры императора, предпринятые против несколь­ких групп населения (включая этнические группы). Следова-

тельно, у нас есть надежные основания, заставляющие пред­полагать, что по меньшей мере, все римские иудеи, не обла­давшие римским гражданством, могли утратить право на про­живание в Риме. Должно быть, для многих из них это оказа­лось тяжелым ударом, и если этот конфликт был вызван появлением христианских групп в римских синагогах, то, воз­можно, за этим последовали новые серьезные столкновения в связи с проповедью иудеям.

В то время, когда Павел писал свое послание, законы дол­жны были измениться (эдикт Клавдия утратил юридическую силу со смертью императора в октябре 54 года н.э.). Подобно остальным иудеям, иудеохристиане, видимо, вернулись в сто­лицу, среди них — Акила и Прискилла (см. Рим 16:3). Но па­мять о катастрофе, должно быть, осталась и могла привести к большей осторожности в проповедовании христианской ве­сти местным иудеям и к большим опасениям относительно возможного политического давления.

Сравнивая выражение Павлом в Рим 1:8 благодарности Богу за духовное состояние своих адресатов с другими послания­ми, мы вряд ли избегнем наблюдения, что оно звучит «исклю­чительно кратко и формально»25. Сказать, что «вера ваша возвещается во всем мире», значит не более, чем сказать, что новости о христианской общине Рима дошли до широкой общественности26, вплоть до провинций — это, возможно, на­мек на кризис при Клавдии. Находясь на расстоянии, Павел мог этому придать позитивное истолкование (см. Флп 1:12-14, 18). Чтобы найти другое (и более полное) восхваление адресатов Послания, нам следует дочитать его до 15:14, но и здесь по­хвала весьма лаконична и вновь служит прелюдией к заявле­ниям Павла о самом себе и своих планах, как и в 1:9-15. Нельзя исключать, что напряженность, обсуждаемая в главе четырнад-