Когда и почему?

На более твердой почве мы находимся в отношении жизнен­ной ситуации Павла в то время, когда он писал это послание. Хотя имеется некоторая неопределенность по поводу точной датировки (56 или 57 год н.э.), не может быть никаких сомне­ний по поводу места создания Послания к Римлянам в ходе событий жизни Павла: согласно Рим 15:25-27, Павел написал это послание как раз перед путешествием в Иерусалим, куда он намеревался доставить деньги, собранные «языческими» общи­нами для более бедных верующих в Иудее. Из Деян 20:1-6 мы узнаем, что в течение нескольких месяцев перед этой поездкой Павел пребывал в Греции и Македонии. Некто Гаий, чье стран-ноприимство восхваляется в Рим 16:23, мог быть тем челове­ком, который упомянут в 1 Кор 1:14, а упоминание в Рим 16:1 Фивы как служившей в кенхрейской общине (Кенхрея — вос­точный порт в Коринфе) также говорит в пользу предположе­ния о коринфском происхождении послания. Похоже, этой даме и было поручено доставить послание в Рим (см. стих 2).

Если апостол написал Послание к Римлянам в этот момент своей жизни, то мы должны принимать во внимание всю важ­ность указанного сбора денег в глазах Павла и тот риск, кото­рому он подвергался в связи с этим. Финансовая поддержка родной иерусалимской церкви впервые была организована антиохийской общиной в Сирии, и с этой целью Варнава и Павел ездили в Иерусалим (см. Деян 11:27-30; 12:25). Их второй

визит в Иерусалим в качестве представителей Антиохии был вызван дебатами по поводу требования со стороны влиятель­ной иудеохристианской партии, чтобы христиане из язычни­ков совершали обрезание (см. Деян 15:1-5)27. Этот спор был улажен на так называемом «апостольском соборе», который принял решение против этой программы, подразумевавшей сведение христианской миссии к варианту раннеиудейского прозелитизма. Согласно Гал 2:1-10, встреча привела к другому соглашению: Павел и его союзники должны были продолжать благовествовать среди язычников, в то время как Петр фор­мально был утвержден как глава миссии среди иудеев. Един­ственным исключением при этом разделении сфер миссионер­ской деятельности было то, что Антиохия должна была и впредь оказывать поддержку более бедным христианам в Иудее (см. Гал 2:6-10)28. Рассматриваемая в этом контексте поездка Павла в Иерусалим имела в высшей степени символический смысл как выражение единства церкви и принятии «языческих» общин на равных с первоначальной иудейской церковью. В этом одна из причин того, что Павел в течение нескольких лет занимался «сбором средств» среди своих церквей29.