Чье послание?

Мы говорим о послании Павла. Какого именно Павла? Конеч­но, Павла-апостола, которого не надо путать с другим Павлом, упоминаемым в Деян 13:7, римским правителем Кипра. К со­жалению, мы не знаем полного имени апостола. Как римский гражданин (см. Деян 16:37; 22:25-29; 23:27), он должен был иметь имя, состоящее по меньшей мере из трех имен, включая ро­довое имя римского вождя, предоставившего это гражданство той еврейской семье, в которой родился Павел1. В своих по­сланиях он никогда не использует своего полного имени — тем самым указывая, что его гражданский статус не имел значения для его призвания или его роли в ранней церкви. (Тем не менее, этот статус, должно быть, облегчал контакты с высши­ми классами и помогал ему выжить в определенных конфлик­тах во время его миссионерского служения.) В Послании к Римлянам есть очень слабый намек на гражданское положе­ние Павла: когда в Рим 13:6 он ссылается на уплату податей (не просто «налогов») в знак подчинения римскому политическо-