Мир между христианскими общинами и внутри них

После всего, что мы уже разобрали выше, нас не может уди­вить, что Павел заботится также и о мире между ссорящими­ся группировками и различными служениями в церкви. Тако­ва тема первого ряда увещаний сразу после преамбулы, содер­жащей этические наставления Павла (Рим12:3-13). Из своего опыта в коринфской церкви (см. 1 Кор 1-4; 12-14) апостол знает, что изобилие духовных даров означает также их раз нообразие, разнообразие может приводить к соперничеству, а от соперничества — один маленький шаг до конфликта. В Рим 12:3-8 эта проблема обсуждается гораздо более кратко, чем в 1 Кор, и при этом не употребляется ключевое слово «духов­ный» (pneumatikos), которым отмечена причина напряженно­сти в Коринфе. Но это обсуждение прибегает к аргументам из коринфской переписки Павла, особенно к термину «дар» {charisma) в смысле «функции» или «способности» (ср. Рим 12:6 с 1 Кор 1:7; 7:7; 12:4, 9, 31) и к сравнению с членами, взаимо­действующими в одном теле (ср. Рим 12:4-5 с 1 Кор 12:12-27).

В Рим 12:3 Павел советует каждому трезво оценивать масш­таб собственной задачи, сообразуясь с той «мерой веры, ка­кую каждому Бог уделил» (возможно, аллюзия на притчу о «талантах» в Мф 25:14-30). Каждый член общины призван осу­ществлять и развивать свое особое служение (стихи 6-8). В стихах 9-10 затронута проблема притворных чувств. Истинная взаимная любовь описывается как любовь нежная и в то же время почтительная. Кроме того, она должна вести к практи­ческим следствиям — надо делиться своими средствами и жи­лищем с теми, кто нуждается в помощи (стих 13). Все эти на­поминания соединяются, создавая образ гармоничной общи­ны, которая могла бы служить образцом для общества в целом.

Резко контрастируя с этим идеалом, реальные взаимоотно­шения римских христиан, похоже, заражены взаимной крити­кой, страхами и неуважением. Такова тема пространного и несколько уклончивого обсуждения в главе 14 (подытоженного в 15:1-7). Вопрос в том, должны ли христиане соблюдать пи­щевые запреты и прочие культовые правила иудейской тради­ции, содержащейся в Ветхом Завете, либо из него выводимой. (Ключевое слово, подтверждающее подоплеку этого спора, — koinos в стихе 14:14, употребляемое с негативными коннотаци­ями только в иудейской традиции отказа от «повседневных» или «общих» обычаев неиудейского мира.) Проблема Павла в связи с этой ситуацией в том, что он симпатизирует той «ли­беральной» фракции (а то и соглашается с ней), которая сама

себя именует «сильной» или «продвинутой» группой (см. 15:1: «мы, сильные»). Но, в противоположность той ситуации, что служит фоном для Послания к Галатам, «консервативная» партия (которую ее оппоненты прозвали «немощной») не сви­детельствует о том, что ее интересуют Благая весть или усло­вия спасения. Это позволяет апостолу реагировать с удивитель­ной терпимостью и ставить единство церкви выше своих соб­ственных идей о «просвещенной» точке зрения на пищевые запреты (четко выраженной в 14:14).

В 14:17 он противопоставляет спорным проблемам сущность Царства Божьего, определяемого как «праведность и мир и радость во Святом Духе». В то время как сочетание понятия Царства с идеей праведности вошло в традицию (см. Мф 5:20; 6:33), соединение мира и радости, видимо, восходит к идее Пав­ла о «плодах Духа» (см. Гал 5:22: «любовь, радость, мир, долго­терпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»).

Если в Новом Завете имеется образец для определенной степени плюрализма внутри церкви, то мы должны искать его в Рим 14. Его актуальность может быть вызвана несколькими причинами: реальным положением отдельных групп христи­ан в крупном городе, таком как древний Рим; сложности, свя­занные с задачей различения в этическом наследии Писания между универсальными ценностями и собственно иудаистски-ми особенностями; необходимость объединения всех сил для задуманного Павлом развертывания миссионерства и т.д. Его решающий довод в пользу взаимного уважения — это при­мер Христова снисхождения и безусловного принятия всех (см. 15:3, 5, 7). Эта тайна миссии Христа7 связывает идеал (го­воря современным языком) «экуменического» мира, или мира «между деноминациями», внутри церкви с вестью о мире меж­ду иудеями и язычниками (см. 15:7-13).

Настоятельность заботы апостола о гармонии внутри цер­кви подчеркнута решительным и страстным предостережени-