И ее возрождение

Ясно, что как раз настойчивое акцентирование благодати и исключение Закона из сотериологического процесса стимули­руют вопросы в Рим 6:1, 15 (предвосхищенные уже в 3:8). Что, помимо Божьих заповедей, может уберечь нас от совершения зла? Что может побудить нас исполнять их, если не убежден­ность, что речь идет о том, быть или не быть? Эти вопросы рассматривались как наиболее уязвимая часть Павлова бого­словия, особенно в возражениях со стороны римского като­личества против «паулинизма» протестантской традиции. Апо­стол принимает этот вызов и предлагает обоснование этики, не зависящее от Закона. Для него основа христианской эти­ки — это Христос, а также сопричастность верующих Христу и отождествление с Ним. Это — самая суть Рим 6:1-11. Только непонимание искупления Христовой смертью как вовлекаю­щего в себя наше собственное существование, может вести к ослаблению этической мотивации. Для Павла искупления по настоящему не произошло «на некоем отдаленном холме», если Голгофа не сделалась решающим поворотным пунктом в нашей собственной жизни, водоразделом между двумя направ­лениями потока жизни.

Чтобы втолковать это своим читателям, он напоминает им об их крещении (которое оставалось в те времена знаменатель­ным днем — в новозаветные времена мы не слышим о каком-либо крещении младенцев). Поступая так, он мог полагаться на те коннотации к термину «крещение», которые нам уже не близки. Как показывает метафорическое применение этого термина в таких текстах, как Мк 10:38-39, Лк 12:50; 1 Кор 10:1-2 и 1 Петр 3:20-21, «крещение» рассматривалось как глубоко затра­гивающий опыт, как некая жертва, что-то такое, что заставля­ло человека «больше никогда не быть таким, каким он был прежде». И, разумеется, уже Иоанн Креститель истолковывал крещение как обряд покаяния, то есть прощания человека с грехом. Этот традиционный смысл крещения был углублен Павлом с помощью идеи об отождествлении с Христом в Его смерти или о «сораспятости Христу» (Рим 6:6) — так же как израильтяне всех поколений могут говорить о своем участии в Исходе и праздновать это отождествление со своими отца­ми на пасхальной трапезе25. Кроме того, отождествление с Христом подразумевает и Его воскресение как начало новой жизни, которая посвящена Богу. Таким образом, жить во Хри­сте означает жить для Бога (см. Рим 6:8-11). Может ли быть у этической заботы более сильный стимул?

К несчастью, некоторые толкователи предположили, что Павел не только исправляет ложное понимание своего соте­риологического учения в предшествующих главах Послания к Римлянам, но и критикует неверное понимание крещения некоторыми из его читателей. Но эта теория не выдержива­ет критики. Ясно, что крещение — это не тема данного отрыв­ка, а только средство для аргументации. Оно не могло бы выс-