Значения слова «закон» и смысл иудейского Закона

Важный, но трудный аспект переопределения Павлом правед­ности в Послании к Римлянам — это ее отношение к Закону. Из Флп 3:5-6 мы узнаем, что Закон лежал в основе поисков праведности Павлом до его обращения. Эта проблема была частью его фарисейского наследия. Согласно Рим 9:33, для благочестия Израиля было характерно совпадение Закона и праведности. Центральность этой темы в Послании к Римля­нам явствует из статистики словоупотребления. Из 195 случа­ев во всем Новом Завете слово nomos (греч. «закон») не менее 74 раз встречается в Послании к Римлянам. Такая частота срав­нима только с более коротким Посланием к Галатам (32 раза). Очевидно, что этот термин указывает на сходство между «ри­торическими ситуациями» обоих посланий. В Послании к Галатам причина спора выражена более явным образом. В Послании к Римлянам предполагается, что его получатели знают о проблеме, и в нем развернута более подробная аргу­ментация.

Тем более поразительно, что отношению между праведно­стью и Законом не дается однозначного определения. Доволь­но странно, что Павел может отрицать связь между ними и в то же время утверждать их неразрывность (см. Рим 3:21). Не удивительно, что в одном знаменитом стихе (Рим 10:4) обсуж­дается вопрос, можно ли считать выражение telos потои (греч. «конец закона) позитивным или негативным утверждением о Законе, в том смысле, что конец=завершению и конец= цели. Фин­ский ученый Хайкки Ряйсянен (Raisanen) справедливо гово­рит о «колеблющемся понятии закона» в богословии Павла27.