Автор пользуется здесь тем же словом (economy), что и в подзаголов­ке, для обозначения понятия «домостроительство». — Прим.ред.

сокровищ гнева (в данном случае примененная иронически) предшествует метафоре суда без каких-либо различий в выра­жаемой таким образом мысли29. В Мф 6:19 метафора накопле­ния сокровищ — это вариант метафоры вознаграждения, ис­пользованной в стихах 1, 2, 4, 5, 16 и 18. Это весьма впечатля­ющая метафора для выражения логической связи между действиями и их будущим результатом для того, кто их совер­шает30. Она предназначена не только для добрых деяний и награды за них, но может применяться и (опять-таки ирони­чески) для роковых последствий греха (см. Рим 6:23: «возмез­дие за грех — смерть»). Мы используем ту же образность в обыч­ном языке, когда говорим «отплатить за добро». Мф 20:1-16 и Рим 4:4 показывают границы этой метафоры, которая может быть неверно истолкована; но нет причины ее отменять31. Другая метафора для равновесия между злыми деяниями и воз­даянием за них — это «долг» (см. в молитве Господней: Мф 6:12). Это не эквивалент «вины», но означает «обязанность упла­тить», то есть заплатить за грех каким-либо страданием. Хотя такие метафоры, как «наказание» или «награда» предполагают активного партнера (как правило, это Бог), который иници­ирует и обеспечивает адекватное воздаяние за человеческие деяния, есть и другие выражения для логики человеческих су­деб, предполагающие силу, внутренне присущую злым деяни­ям и навлекающую некий рок на делателя зла; см. Псалмы Со­ломона 15:11: «Грехи грешников опустошат дома их».

Истинность того убеждения, что в человеческих судьбах есть равновесие между действием и страданием, возможно, скрыта от публики или даже от заинтересованного лица. Но она вновь и вновь опытно переживается, когда активная и пас­сивная стороны равновесия оказываются друг для друга зерка­лом. Технический термин для таких примеров — «адекватное