В Деян6:1 «евреи» противопоставлены «эллинистам», то есть евре­ям с греческими именами.

ства, а его воинственный пыл — вот что сделало его «пре­успевающим более» своих иудейских современников. Поэ­тому давайте забудем о «раввине» или «ученейшем человеке» (vir doctissimus, как назвал Павла Иероним в своем послании № 120.11). Конечно, Павел великолепно знал Писание; но бла­гочестия и религиозного рвения Павла (вкупе с его интеллек­туальными способностями и высокой образованностью) впол­не достаточно, чтобы объяснить как его знакомство с Ветхим Заветом, так и мастерство в его применении к спорным воп­росам раннехристианских дискуссий.

Допущение предшествующего эллинистического фона не­легко примирить с тем, что Павел в Флп 3:5 заявляет о себе как о фарисее. В его времена фарисейство было наиболее влиятель­ной партией в иудаизме на еврейской земле. Фактически, нет никаких следов фарисейства в еврейских общинах диаспоры. По мнению многих специалистов, изучающих Павла, этот фарисейский фон есть главный ключ к иудейскому самосозна­нию Павла «перед Дамаском» и к его радикальной переоцен­ке иудейских ценностей (особенно Закона) «после Дамаска». Эта широко распространенная уверенность резко контрасти­рует с тем фактом, что у нас очень мало надежных сведений о фарисейских доктринах времен Павла. Мы можем быть увере­ны относительно живой заинтересованности фарисейства в истолковании Закона, которое было достаточно гибким, что­бы удовлетворять запросы повседневной жизни в условиях, существенно отличавшихся от ветхозаветных времен. Ко вре­мени общественного служения Иисуса эти усилия уже приве­ли к возникновению освященной веками традиции (paradosis), которая приписывалась «отцам», то есть прежним поколени­ям учителей. Дискуссия о чистоте в Мк 7 отражает напряжен­ность между этой традицией и буквальным толкованием и применением Закона (один из редких моментов согласия меж­ду Иисусом и саддукеями против фарисеев). С течением вре­мени эта традиция была записана и составила целые сборники, такие как Мишна (ок. 200 н.э.) и два Талмуда (V-VII века н.э.).

Хотя, как правило, предполагается определенная преемствен­ность между фарисейством и этими раввинистическими тек­стами, историческая ценность данной литературы в качестве свидетельства о первом веке н.э. многими специалистами была поставлена под вопрос4.

С другой стороны, то, как фарисеи изображены в Новом Завете, считается представлением в ложном свете конфликтов между раннехристианскими общинами и их иудейскими про­тивниками и конкурентами. Это во многом ставит нас в зави­симость от ряда важных мест в писаниях Иосифа Флавия, ко­торый признается, что в молодости присоединился к фарисе­ям (см. Жизнеописание 12). Однако тот факт, что он связывает этот шаг с началом своей политической карьеры, вызвал — сре­ди прочих наблюдений — серьезные подозрения насчет его ис­кренней верности фарисейству5. Помимо этого, сообщая об уче­нии фарисеев, сопоставляемом с учениями других иудаистских группировок, он применяет греческую философскую терминоло­гию (например — судьба, предопределение, бессмертш) — вместо того чтобы цитировать подлинные иудейские источники. Несмотря на эти проблемы, вполне ясно, что фарисеи усердно сообразо­вывали свою жизнь с Законом, поскольку ожидали последнего суда над каждым человеком, результат которого — вечная жизнь или вечное осуждение. Сердцевиной такого понимания челове­ческого бытия и целью стремлений жить в соответствии с бо­жественными нормами была идея праведности (не в грече­ском смысле справедливого обращения с ближними, а в смысле праведности в глазах Бога) (см. Мф 5:20; Л к 18:9). Павел участво­вал в этом как фарисей, но встреча с воскресшим Господом за­ставила его принять новое, иное решение (ср. Флп 3:5-6 и 7-9). Пространные пассажи его посланий к Галатам и к Римля-

4 См., напр.: Jacob NeusnerThe Rabbinic Traditions about the Farisees before 70. Leiden: Brill, 1971, 3 vols.;Judaism in the Beginning of Christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1984, ch. 3: