См. Гесиод Труды, 265-266; Платон Законы, IX 12; Федр Басни, IV 11:18-19; Овидий Метаморфозы VIII 724; Сенека Поcл. к Mop., X 81.22.

Добро б удар, и делу бы конец,

И с плеч долой! Минуты бы не медлил.

Когда б вся трудность заключалась в том,

Чтоб скрыть следы и чтоб достичь удачи,

Я б здесь, на этой отмели времен,

Пожертвовал загробным воздаяньем.

Но нас возмездье ждет и на земле.

Чуть жизни ты подашь пример кровавый,

Она тебе такой же даст урок.

Ты в кубок яду льешь, а справедливость

Подносит этот яд к твоим губам.*

Причины, по которым подобная антропология утратила до­верие в новейшие времена, могут быть многообразными. Та­кие катастрофы, как знаменитое землетрясение в Лиссабоне (1755 г. н.э.), вызвали сомнения относительно своего смысла в столь многих личных трагедиях в то же самое время. Но, если оставить в стороне вопрос об общественных преступле­ниях с публичными наказаниями преступников, рассказы о личной вине и ее последствиях по большей части остаются покрытыми стыдом и молчанием. Им нелегко произвести об­щественную истину — такую истину, которую изучают в шко­лах и которая составляет преобладающие в мире обществен­ные взгляды. Кроме всего прочего, люди, которые ничего не знают об утешении виновных, едва ли имеют внутреннюю силу, чтобы посмотреть в лицо истине логичного воздаяния в своей собственной жизни, и тогда «неспособность скорбеть» стремится подавить поводы для сожаления.

Но в чем польза этого уклонения от темы в сторону ант­ропологии? Как это поможет нам осмыслить смерть Иисуса в качестве спасительного деяния Бога? Одним словом, это — основа понятия «искупление» (apolytrosis), посредством кото­рого Павел интерпретирует смерть Христову в Рим 3:24. «Ис­купить» буквально означает «выкупить» или «заплатить за ос-

вобождение». Тут мы встречаемся с тайной спасения от гре­ха: закон, по которому зло приводит к страданию, не может быть уничтожен, так как он присущ самому человеческому существованию. Но он может быть нейтрализован страдани­ем, которое незаслуженно, страданием невинного ради винов­ных. Знаменитая 53-я глава Исайи свидетельствует о рожде­нии этой веры, а заступничество праведного Иова за своих немилосердных друзей иллюстрирует ее (см. Иов 42:7-9). Смерть иудейских мучеников второго века до н.э. рассматри­валась как жертва за грехи, которая содействовала спасению народа от преследований (см. 2 Макк 7:37-38). Традиции, по­добные этой, обеспечивают фон для вероисповедного утвер­ждения в 1 Кор 15:3, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию», отзвук которого слышен в Рим 4:25 и 5:8. Его пред­посылка такова: «человек — не остров», но вся человеческая жизнь есть часть общей истории, где присутствуют вина и страдание — персонифицированные и представленные в Ада­ме, — но также и спасение — персонифицированное и пред­ставленное в Иисусе Христе (см. Рим 5:12-21). Метафоры и образцы мышления, заимствованные из юриспруденции, не могут убедительно передать такую идею, так как в нашей юридической системе никто не может занять наше место на суде или в тюрьме. Как раз деструктивная энергия греха нужда­ется в таком целительном средстве, как искупление через без­винную смерть Христа, чтобы опрокинуть проклятие греха и заменить его Божьим даром вечной жизни (см. 5:21 и 6:23)34.