Бесконечная любовь Бога как несокрушимое основание надежды

Что может сделать людей способными всегда с надеждой смот­реть в будущее, если настоящее с его переживаниями и гро­зящие опасности, кажется, ополчились против них? Ответ, данный в Рим 8:35 и 39, указывает на «любовь Христову» или «любовь Божью во Христе Иисусе, Господе нашем». Это по­вторяет и подтверждает идею, высказанную в Рим 5:1-11, где уповающая уверенность вопреки страданиям основана на яв­лении любви Бога во Христе (5:8). В обоих случаях несокру­шимое доказательство любви Бога — в том, что Он послал Иисуса умереть ради нас (см. 8:32). Именно глубина этой люб­ви гарантирует ее бесконечную действенность и победитель­ную силу. Такая жертва просто не может оказаться тщетной. Она должна управлять и концом истории, и концом историй наших индивидуальных судеб, если они уже подпали под вли­яние этой любви. У Павла нет сомнений, что это истинно для всех верующих, которым он пишет это послание: уже в нача­ле послания (1:7) он называет их «возлюбленными Божьими». Это — часть их определяющего самосознания и это, стало быть, будет вершить их вечную судьбу. А поскольку все финаль­ное не может быть делом случая, апостол убежден, что исто­рия любви между Богом и верующими есть что-то такое, что Бог запланировал задолго до того, как Его зов достиг их через Благую весть (см. 8:28-30 и ср. 1:6-7).

Смысл этой уверенности в любви Бога можно проиллюст­рировать сравнением с рассказом о защитниках крепости Масада в заключительной фазе первого иудейского восстания против римлян в 74 году н.э. История их массового самоубий­ства перед триумфальным штурмом римлян хорошо известна по Иосифу и из клятвы современных еврейских солдат: «Ма­сада никогда не падет вновь». Речь, в которой иудейский на­чальник Масады призвал сотоварищей предпринять такой шаг, начинается размышлением о том, что «мы бы долж­ны были разгадать волю провидения и уразуметь, что Бог об­рек на гибель некогда столь любимый им народ иудейский» (Иосиф Флавий Иудейская война 7.327)*. Было ли это в реаль­ной истории или нет (остались люди, пережившие ту резню, которые описали события римлянам), данный эпизод иллю­стрирует отчаяние народа, опыт которого говорит против той мысли, что Бог по-прежнему их любит.

Вера в любовь нуждается в некотором практическом под­тверждении, иначе она раньше или позже потерпит крах. Что верно в отношении брака (а брак иногда используется в каче­стве метафоры для завета Бога со своим народом), примени­мо также и к вопросам веры. Но, согласно Павлу, христиане не нуждаются в повторных демонстрациях любви Божьей. Напротив, им нужно лишь благодарной мыслью вернуться к раз и навсегда данному доказательству этой любви, чтобы об­новить свою надежду, когда она ослабеет из-за личных бед или интеллектуальных сомнений.

Есть еще и другой контекст, в котором взаимосвязь между Божьей любовью и надеждой заслуживает внимания. Что «Бог есть любовь» — это общее место для многих людей, как некая формула для той веры, которую они не разделяют и не могут разделить. Хотя они сами, возможно, не живут в невыносимых условиях, бремя мировых несчастий, заполняющее новости, так тяжко для них, что они не могут верить, что этим нашим ми­ром правит любящий Бог. Ввиду этого вызова очень важно понимать: Библия не учит, что мир как таковой — какой он теперь — отражает любовь Божью. Не отражает он и силу Бо­жью здесь и сейчас. Попытка сконструировать портрет Бога, складывая ставящие в тупик фрагменты из политических, ме­дицинских, экономических и экологических обзоров, легко может привести к лику дьявола. Напротив, весть о любви Бо­жьей неразрывно связана с памятью о кресте Христовом. Именно в этом было дано и безошибочно проявлено убедитель­ное доказательство любви Бога. Вместо того, чтобы отбросить нас и наш мир (легчайший способ для всемогущего Бога пре­одолеть зло), Бог сам предпочел стать уязвимым, войдя в мир насилия и ненависти, чтобы взломать его изнутри — из самого основания страдания и позора. Такой ход вещей делает любовь и надежду зависящими друг от друга, и как раз в совмещении их обеих вера оказывается надежной и последовательной.