Вступления девятой главы (стихи 1-3) и главы десятой (стих 1) показывают, насколько Павлу близки темы этих глав. Апостол начинает с подчеркивания своей искренности в том, что он собирается написать. С его призыванием Христа и Святого Духа, обещание Павла приближается к клятве. Кажется, что это дань широко распространенным сомнениям относительно его верности своему народу, евреям (см. Деян 21:28). Но нет никакой причины, чтобы снижать содержание его заявления. Глубокая забота Павла об Израиле подтверждается и иллюстрируется историями в Деяниях Апостолов, сообщающих, что Павел то и дело старался завоевать верующих из иудейских общин — вопреки тому, что он был послан с миссией к язычникам, а не с миссией к иудеям на иерусалимский собор (см. Гал 2:7-9). Его признание в печали и мучении в Рим 9:2 нужно понимать буквально, особенно если оно адресовано в основном верующим из язычников в Риме, которые,, как написано в Рим 11:17-24, вздумали бы «превозноситься» перед неверующими иудеями.
В подтверждение своей нерушимой солидарности с Израилем Павел заявляет, что принес бы самого себя в жертву за свой народ (9:3). Формулировки в этой фразе содержат некоторые проблемы, так что невозможно определить ее смысл с абсолютной уверенностью. Говорит ли Павел только о желании — осуществимом или неосуществимом? — или об обете, который он дал? Означает ли «от Христа», что он готов (или был бы готов) быть отлученным от Христа за своих собратьев-иудеев или же он говорит о Христе в смысле посвящения Ему (отдать себя в жертву) во благо своего народа? Каково точное значение слова anathema: эквивалент ли это еврейского herem, означающего исключение из общины, а то и уничтожение, или еврейского qorban, означающего посвящение Богу; или же смысл в том, чтобы напомнить римскую идею devotio— самопожертвования римских вождей как воззвания к богам с целью спасти свое войско от нависшей над ним опасности?36 В любом случае эмфатическое «я сам» указывает, что апостол говорит о чем-то экстраординарном, о некой исключительной судьбе, которую он был готов принять ради своих собратьев-иудеев. Может быть и так, что решение Павла посетить Иерусалим, невзирая на опасности путешествия (см. 15:31) и несмотря на пророчества, которые его предостерегали (см. Деян 20:22-24; 21:10-14), имело причиной его готовность стать мучеником ради страстной любви к своему народу. В Рим 10:1 формулировка вполне ясная: сокровеннейшие чувства Павла побуждают его молиться о спасении Израиля — это означает, что «тайна», которую он раскрывает в 11:26 («весь Израиль спасется»), была ему явлена как ответ на эти молитвы.
Адольф фон Гарнак, ведущий ученый академического Берлина сто лет тому назад, осуждал Павла за то, что он выдал логический итог своего богословия, хотя сохранил или, скорее, переопределил надежду на Израиль в Рим 11. По мнению фон Гарнака, то был благородный акт религиозного патрио-