Богословская дилемма Павла-апостола

Что касается вопроса о последовательности, нам следует по­мнить, что уже в Рим 3:2 апостол намеревался перечислить «преимущества» Израиля сравнительно с остальным миром. Там он внезапно прервался, заявив, что израильтянам «вверено слово Божье». Теперь, в Рим 9:4-5, он предлагает до десяти от­личительных признаков (если считать «израильтян» в начале фразы почетным именем38 и принимать конъектуру «которым

принадлежит Бог» в конце фразы). Порядок этого перечисле­ния, похоже, случаен, но ясно одно: Павел относится к истории Израиля как к истории отношений с Богом: «усыновление» на­мекает на такие тексты, как Исх 4:22; Иер 31:9, 20 и Oc 11:1, кото­рые говорят об Израиле как о сыне Божьем. «Слава» - это не «слава нации», а термин, применяемый в Ветхом Завете для обозначения Божьего присутствия в святая святых Израиля или в ходе особого воздействия Бога (см., напр.: Исх 14:4; 15:7). Множественное число «заветы» указывает на имеющий реша­ющее значение аспект повторяющихся инициатив со сторо­ны Бога по созданию особых отношений Его с народом или с его праотцами, или с отдельными семействами в Израиле (та­кими как династия Давида или некоторые священнические семьи). «Законоположение» утверждается как аспект избранно­сти Израиля, никак не преуменьшаемой тем фактом, что, со­гласно Павлу, она не распространяется на верующих из языч­ников. Закон остается частью драгоценного наследия и призва­ния Израиля. Включение термина «богослужение» может удивить тех, кто интерпретирует искупительную смерть Хрис­та как замещающую храм Иерусалима и кладущую конец ему и его культу. Но сам Павел продолжал принимать участие в хра­мовых службах - включая жертвоприношения (см. Деян 21:26; 22:17-21; 24:17). Особенно важно упоминание «обетовании», так как этот термин означает убежденность в том, что Бог управ­ляет историей - по крайней мере, в общем и целом — и что Он принял решение вести свой народ к грядущему миру и бла­гословению. Три последних темы — не абстрактные понятия, а лица: патриархи как корни избранной нации и первые полу­чатели богоизбранности и обетовании39; Мессия, который дол­жен был родиться как иудей (и чьи сознание и миссия были бы сформированы иудейскими традициями)40, и сам Бог, ко­торый вновь и вновь заявлял, что Он - Бог Израиля (завет,