См. Рим 1:3; 15:12; Ин 4:22-26.

который, согласно Рим 3:29-30, теперь включает все человече­ство, но не отнят у Израиля)41.

Так в чем же состоит функция этого длинного перечня? Как продолжение стихов 1-3, он должен объяснять причины печа­ли Павла, когда тот думает о своих собратьях-иудеях. Логика этого продолжения кажется противоположной настоящему положению Израиля, на которое, согласно Рим 10:1, больше не распространяется спасение42. Это положение дел противо­речит всем тем благословениям, которыми Бог наделил эту на­цию. Следовательно, это вызов всем тем, кто верит, что Бог доводит свои планы до завершения43. Особенно упоминание Божьих обетовании вызывает вопрос о верности Бога. Одним словом, самый пронзительный вопрос, возникающий на фоне всего обсуждения в Рим 9-11, не «что будет с Израилем?», но, говоря словами Рим 9:6: «не то (ли), чтобы слово Божие не сбылось?» Хотя Павел отметает эту мысль в самом ходе ее выс­казывания, ему потребуются все эти три главы, чтобы объяснить и обосновать это «не то». В конце он может подве­сти итог, заявив, что «дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11:29). Если бы было иначе, нельзя было бы верить и тому призванию, которым основана церковь44. Таким образом, тема Рим 9-11 — это судьба и грядущее Израиля, но на карту также поставлен вопрос о надежности слова Божьего, которой брошен вызов со стороны переживаемого в настоящем опы­та. То есть, эти главы говорят о правдивости Бога, которую Он должен был бы доказать исполнением обетований, некогда данных патриархам (см. 15:8).