бора. Это превратило бы богословие в идеологию, просто в инструмент утверждения и прославления коллективного самосознания данной нации. И тогда упадок этой нации означал бы смерть ее Бога. Но Павел оставляет надежду для своих собратьев-иудеев, которые, по его мнению, проходят через кризис своей духовной истории. В Рим 15:13 он назовет Бога «Богом надежды». Теперь первая статья исповедания надежды на Бога — это свободная воля Бога направлять историю соответственно своей мудрости и совершенно независимо от человеческих условий. Его свобода здесь предполагается и требуется и для того, чтобы определять границы избранного Им народа (тезис Рим 9:24-26). Ситуацию Израиля, которая, судя по стихам 1-3, была так мучительна для апостола, приходится принять как реальность, не вышедшую из-под контроля Бога.
Но это не единственное следствие, выводимое Павлом из свободы Бога. Это еще и основа для расширения народа Божьего (см. 9:24-26). Включение язычников, откликнувшихся на зов Благой вести, есть также акт Божьей свободы. И, как таковой, он должен уважаться теми, кто поначалу противился этому развитию раннего христианства (см. Деян 10-11 и 15); Гал 2:1-10). Таков конечный итог этой первой линии доводов в Рим 9-11. (В стихах 19-23 Павел отвечает на возражения против этого богословия Божьей свободы и утверждает его как необходимое следствие того, что Бог сотворил все вообще и наше бытие, в частности). Павел может со всей честностью признать, что такой поворот в истории отношений Бога с Израилем произошел вполне неожиданно. В самом деле, в стихах 30-33 он даже подчеркивает его парадоксальность. Все, что он в состоянии сделать, чтобы в данный момент с этим смириться, — это процитировать слова из Писания (из Ис 8:14 и 28:16), которые столь же проблематичны, как и тот ход событий, который он описал. Для читателей послания они выражают мысль, что даже странное и обескураживающее развитие может обернуться ходами Божьей стратегии. Пусть никто не прекращает чтения на этом пункте, пока не обнаружит его скрытый смысл!
В прежние столетия богословы привыкли истолковывать эту главу как базис для учения о предопределении. А именно, они полагали, будто она учит о том, что вечное спасение зависит от богоизбранности (как и наоборот: вечная смерть или наказание могут быть суждены некоторым — а то и многим — по воле Бога). Теперь же тот факт, что Павел настаивает на абсолютной свободе Бога и на Его независимости от человеческих реакций (см. Рим 9:11-12), безусловно, заставляет нас со всем смирением признать, что Бог и впрямь свободен действовать таким образом. С другой стороны, следует подчеркнуть, что подобная доктрина — не совсем то, чему учит здесь Павел. Вся эта глава — не о вечном спасении, но о том, как складывается история отношений Бога с Израилем. Пример с фараоном в стихе семнадцатом приводится не для того, чтобы учить, будто Бог сотворил его для ада, но только чтобы сказать о его исторической роли как врага Израиля и о том, что, тем самым, его судьбой было поражение, как это ни печально. (Раввинистические предания рассказывают, что Бог не позволил ангелам в небе ликовать о разгроме фараонова войска — ведь они тоже были Его творениями!) Мы не должны смешивать уровни истории и вечного спасения, хотя история (или земная жизнь) — это поприще, на котором принимаются решения, значимые для вечности. Но Рим 9-11 в целом говорит не об отдельных иудеях или язычниках и истории их отношений с Богом (что было предметом предыдущих глав), а о роли народа Израиля как целого в драме Божьей истории. Учение Павла нужно соотносить с вопросами, которые он обсуждает. Выводить из него заключения для других тем или сфер богословия допустимо, но это требует весьма тщательного осмысления.