лем. Только Бог знает, в этом ли причина расцвета церквей в некоторых частях мира, которые фактически были «отсечены» от древа церкви. Интересно, не может ли быть так, что недостаток духовного роста церкви во многих некогда «христианских странах» — ответ Бога на самодовольство и иллюзию гарантированности, которые овладели многими учителями и вождями христианства. В таком контексте Рим 11:17-24 — это отклонение от темы51. Тем не менее, суть этого отрывка — может быть, один из наиболее значимых для нашего времени богословских аспектов Послания к Римлянам52.
В Рим 11:25 Павел приводит еще один довод для своего предостережения против неоправданного чувства превосходства над Израилем. В то же самое время он подхватывает нить своих рассуждений в стихах 7-15. Если «ожесточение» Израиля послужило делу распространения Евангелия в языческом мире, то будет время, когда это дело достигнет завершения. Павел очерчивает эту мысль несколько неопределенно фразой, которая буквально переводится так: «пока не войдет полное число язычников». Мы не знаем, думает ли он о божественно ограниченном времени для вселенской миссии церкви — или для превосходства язычников над Израилем (см. Лк 21:24?), или — об ограниченном числе язычников, которые обратятся (см. Деян 13:48), или — о народах и областях, которым должно проповедать Благую весть (см. Рим 15:19; Деян 13:46-47). В любом случае, согласно Рим 11:25, «ожесточение» Израиля произошло с самого начала не только отчасти (ek merous), но и просто является временным, так что будет время, когда весь Израиль постигнет истину Евангелия — истинную природу Божьей «правды» — и получит то спасение, которого иудеям пока не удается постигнуть и принять (см. 10:1-3).
Были попытки отнести это пророчество к новому (духовному или церковному) определению понятия «Израиль».
51 С позволения Нила Эллиотта (Neil Elliott The Rhetoric of Romans. 1990)