УПОРЯДОЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ

Впредыдущих главах мы были сосредоточены на содержа­нии послания или на той вести, в которой старался убе­дить своих читателей апостол. Наш метод состоял, главным образом, в том, чтобы пристально вчитаться в то, о чем гово­рит Павел. Теперь мы переходим на иной уровень толкования. Вместо того чтобы просто «пробовать блюдо», попытаемся об­наружить его ингредиенты. Под «источниками» мы подразу­меваем не сокровенные истоки или мотивы учения Павла в его послании (да нам и ни к чему пытаться понять Павла луч­ше, чем он сам себя понимал!), но те источники, из которых он черпал свои доводы. Некоторые из них могли быть частью его прежнего образования дома или в школе (возможно, под присмотром Гамалиила-старшего, см. Деян 22:3), до или после того времени — в Иерусалиме, а также — в Тарсе Киликийском. Некоторые традиции переданы ему тогда, когда он присоеди­нился к церкви (хотя он старается принизить важность тако­го обучения в Гал 1:12 — во всяком случае, поскольку это каса­ется интересов благовествования). Однако Павел, несомнен­но, продолжал черпать познания из той интеллектуальной среды, что окружала его более позднее служение, из разгово­ров с людьми, которых он старался покорить вере во Хрис­та, и из бесед с новообращенными в разных общинах, кото­рые он основал или посещал. Выяснение того, что это была за информация, помогло бы более глубоко вникнуть в процесс общения, происходящего в этом послании. В каком-то смыс­ле его получатели, возможно, являлись соавторами послания, коль скоро Павел достаточно разбирался в их системе ценно­стей и общем взгляде на мир, равно как и в их особенностях как христиан, и коль скоро он отдавал дань всему этому, дабы убедить их в том, что он желал им сообщить.