Уже во втором стихе послания апостол указывает, что у сообщаемого им есть освященный веками фундамент — пророческие обетования, содержащиеся в священном Писании. Поэтому не должно быть неожиданностью то, что Павел в нескольких частях Послания к Римлянам ссылается на отдельные отрывки из Писания — либо с помощью прямой или подразумеваемой цитаты, либо только намеком. Эта особенность данного послания заслуживает внимания, так как у Павла есть послания, в которых вообще нет библейских цитат (например, послания к Филиппийцам и к Фессалоникийцам1), и такие, в которых цитаты встречаются гораздо реже (1 и 2 Кор). Только Послание к Галатам (по крайней мере, в главах 3-5) в этом отношении приближается к Посланию к Римлянам. Очевидно, причина этого — в идее оправдания как общей теме обоих посланий, указывающей на, по крайней мере, некоторое сходство тех ситуаций, в которых Павел их писал2.
Тот факт, что Рим 1:2 ссылается на пророков, не означает, что цитаты из Писания или намеки на него ограничиваются лишь пророческими книгами. Это, скорее, указание на сущностную предпосылку, которой Павел руководствуется в применении Писания, — на убежденность в том, что Ветхий Завет указывает на Христа и на опыт верующих в Него. Эта убежденность выражена в конце Павлова истолкования Быт 15:6 в Рим 4:23-24 и — как общий принцип — в заключении ко всему
посланию в Рим 15:4: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду»3.
Более внимательный взгляд на распределение цитат в послании может привести к дополнительным соображениям. В Послании к Римлянам есть главы вообще без цитат (см. Рим 1:17; 2:24; 7:7; 8:36; 13:9; 14:11). Напротив, есть «центры тяжести» — 3:1-20; 4:9-11 и 15:1-13. Основные затрагиваемые темы — это оправдание только верой и размышления Павла об Израиле.
По вопросу о границах канона Павел явно разделяет фарисейскую позицию (засвидетельствованную Иосифом в сontra Apionem I 38-41), которая позже стала нормой. Он обращается к текстам из всех трех частей еврейской Библии: к Горе (в более узком смысле означающей Пятикнижие), к пророческим книгам (включающим, помимо книг, названных именами самих пророков, и повествовательные тексты, именуемые «более ранними пророками») и к «Кетувим» — (прочим) писаниям (с книгой Псалмов как важнейшей их частью). Как и у большинства из нас сегодня, у Павла, кажется, есть любимые книги и цитаты, впрочем, по крайней мере отчасти, — по иным причинам. Помимо основного предмета, который Павел избрал, так как он подходил для его рассуждений или поскольку у Павла, возможно, был связанный с ним личный духовный опыт, весьма сомнительно, чтобы Павел располагал всеми свитками библейских книг. Следовательно, на его пристрастия могли повлиять факторы, связанные с обстоятельствами, однако для нас желательно постараться понять эти пристрастия как хорошо обдуманный выбор из обширного материала библейских преданий, которые он знал и ценил.
Что касается Пятикнижия, апостол четко сосредоточивается на предании об Аврааме, выказывая мало интереса к преданиям о Моисее (если не считать цитаты из Декалога в Рим 7:7 и13:9). Вся четвертая глава Послания к Римлянам посвящена