См. ниже, главу четвертую.

* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер.

7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам, предпринимал против последователей Иисуса, вписываются в контекст легальных и политических условий его времени, здесь не мо­жет обсуждаться. Мы должны учитывать возможность преувеличения,

Что касается скрытых мотивов этой деятельности, соеди­нение «ревности» и «преследования» есть некий намек, кото­рый вновь повторяется в других сообщениях о прошлом Пав­ла — и в его собственных посланиях (см. Флп 3:6), и в Деяни­ях Апостолов (см. Деян 22:3-4) — и напоминает нам длинный ряд прообразов из Библии, таких как Финеес (см. Числ 25:6-13; Пс 106(105):30; Сир 45:28; 1 Макк 2:26, 54; 4 Макк 18:12), Саул (см. 1 Цар 28:9), Илия (см. 3 Цар 18:40; 19:14) и Ииуй (см. 4 Цар 10:16). Все они боролись с отступничеством Израи­ля от Бога и с подобными искушениями. Их стратегией было уничтожать людей, вводивших языческие обычаи, дабы спасти весь народ от угрожавшего Божьего гнева (или «ревности») (становясь, тем самым, «ревнителями» ради — или от имени — Бога). Их пример вдохновил сопротивление Маккавеев про­тив радикальной религиозной эллинизации Иудеи во II веке до н.э. и, по крайней мере частично, те группы, которые уст­раивали заговоры против римлян во времена Павла и вскоре после его смерти привели народ к восстанию*. Эти движения раннего иудаизма будут неверно поняты, если мы истолкуем их исключительно в секулярном духе новейших понятий на­циональной независимости. Их мотивация несомненно была религиозной, и они предполагали широкомасштабную граж­данскую войну против тех соотечественников, которые укло­нялись от того, что считалось жизненно важным для будуще­го Израиля как зависящего от Божьего благоволения. Когда Павел напоминает своим читателям о своем прежнем неистов­стве против «церкви Божьей» и его скрытых причинах, он признается, что разделял эту традицию9. Он тогда считал, что