Раннеиудейские предания

Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли иметь еврейский оригинал (как, например, «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» или «Екклесиаст»), другие — нет. В любом случае, иудейские муд­рецы, которые закрепили границы своего библейского кано­на в первом и втором веках христианской эры, никогда не считали их священными текстами. Таким образом, ко времени Павла некоторые раннеиудейские тексты, которые впослед­ствии были исключены, оставались кандидатами для канони­зации. Поэтому нас не должно удивлять, что в некоторые свои пассажи Павел встраивает предания, засвидетельствованные в подобных раннеиудейских текстах. Например, было замече­но, что рассуждения Павла в Рим 1:19-28 в какой-то степени напоминают образец, более полно разработанный в «Премуд­рости Соломона» (главы 13-15) и являющийся также фоном для речей в Деян 14:15-17 и 17:24-287. Кроме того, есть, по край­ней мере, один случай, когда Павел приводит цитату, как если бы она была взята из Ветхого Завета, тогда как она не распоз­нается в точности ни в одном из сохранившихся текстов, ка­нонических или апокрифических (см. 1 Кор 2:9). В целом, Павел, кажется, ограничил себя тем более узким каноном, который сделался нормой в позднейшем иудаизме и в ,проте­стантской традиции. Но это не исключает влияния более широкого потока иудаистских традиций, сформировавших его сознание и тем самым внесших свой вклад в его богословие, включая Послание к Римлянам.