Согласно Деян 9:11; 21:39 и 22:3, Павел был уроженцем Тарса Киликийского, административного центра Римской провинции (в котором в 51-50 гг. до н.э. занимал пост Цицерон). Этот очень старый город был тиглем, в котором смешивались греческая и восточная культуры. Особенно в новозаветное столетие он считался центром образованности, сравнимым с Афинами и Александрией. Неудивительно, что в течение нескольких десятилетий на существенные черты Павлова богословия влиял эллинизм. Основание для такого мнения было поколеблено Виллемом Корнелисом ван Унником (van Unnik) в его книге о Деян 22:3 «Тарс или Иерусалим? Город юности Павла» (Tarsus or Jerusalim? The City of Paul's Youth. London, 1962)22, представившей убедительный довод для допущения, что, согласно Деян 22:3, Павел должен был находиться еще в детском возрасте, когда попал в сферу влияния консервативного иудейского воспитания в Иерусалиме. Возражения против отдельных частей аргументации ван Унника23 не опровергают его главного вывода, что Деян 22:3 локализует все формирование личности Павла в Иерусалиме. С другой стороны, его владение греческим языком выдвигалось как довод против надежности Деян 22:3. Но юные представители еврейских се-