В главе четвертой я показал то важное место идеи мира (с Богом и в человеческих отношениях), которое она занимает в различных частях Послания к Римлянам. Частое и существенное акцентирование данной темы имеет параллель в римских источниках, как литературных, так и эпиграфических (надписи и монеты)4. Говоря более точно, популярность идеи мира была результатом возвышения Августа и установления принципата после десятилетий гражданского неповиновения и гражданской войны. Самым очевидным выражением этой подоплеки было возведение алтаря для почитания «Мира Августа» (ara pacis augustae), освященного в девятом году до н.э. Но уже Цезарь восхвалялся в качестве «миротворца» в надгробной речи Марка Антония5, что, возможно, явилось отзвуком надписи рах (лат. «мир») на монетах, которые чеканились Цезарем в конце его жизни. Эту тему подробно развивали поэты эпохи Августа, такие как Овидий6, Тибулл7 и Вергилий8.
Менее известно то восхваление «римского мира», установленного и охраняемого при династии Юлиев-Клавдиев, которое достигло своего второго зенита в годы, когда Павел писал Послание к Римлянам. К концу 54-го года н. э. многообещающий молодой правитель по имени Нерон Клавдий Цезарь Август 1ерманик наследовал своему отчиму (Клавдию), который в ходе своего правления стал весьма непопулярным. В момент своего прихода к власти Нерон едва достиг семнадцатилетнего возраста, и в течение года римляне поняли, что у этого нового правителя нет честолюбивого стремления к военным победам.