Поразительный феномен, который нелегко объяснить иудейскими традициями, — ряд отрицательных суждений в отношении Закона Моисея или законов как таковых в нескольких главах Послания к Римлянам. Некоторые из этих заявлений предвосхищены уже в Послании к Галатам, но более случайным образом и менее определенно, так что вполне допустимо обсуждать их в этой главе, посвященной характерным чертам Послания к Римлянам. Вот какие пункты следует обсудить:
(а) Вопреки иудейским теориям о пред-существовании Закона [до Моисея], Павел настаивает на прямом смысле ветхозаветного предания, согласно которому Закон был дан Моисею на горе Синай после исхода из Египта — спустя столетия после того, как возникли отношения между Богом и избранным Им семейством, предками народа Израиля (см. Гал 3:17; Рим 5:13-14; 20). Для Павла (и для его современников) эта поздняя датировка законодательства через Моисея — не просто хронологический факт, поскольку в древности хронологическое первенство, как правило, подразумевало старшинство и превосходство31. Урок, который Павел хочет преподать своей аудитории, заключается в том, что обетования, данные Аврааму и его потомкам (включая духовных «потомков», подражателей его вере), имели намного более важное значение, нежели требования Закона.
(б) Согласно Рим 3:19-20 и 4:15, основная функция законов — выявлять, осуждать и наказывать их проступки. В этом же и смысл выражения «клятва Закона» в Гал 3:13 (которое иногда неверно понимают так, словно в нем сам Закон объявляется клятвой32) и в Гал 3:19. Хотя эта функция законов (и Закона) является необходимой и политически позитивной, приведенное выражение энергично говорит против того, чтобы в контексте спасения придавался слишком большой вес соблюдению Закона.
(в) В нескольких пассажах Послания к Римлянам Павел идет еще дальше, выстраивая все более негативную связь между Законом и грехом. Согласно Рим 5:20, более позднее добавление (или, может быть, лучше сказать — насильственное внедрение?) пунктов Закона имело своей целью увеличение и умножение преступлений! Намек на ту же мысль — в Рим 4:15; 6:14 и 7:5-6 (а возможно, уже и в Гал 3:19). Потом она открыто развивается в Рим 7:7-11: