Есть ли в Послании к римлянам отзвук римского идеала «благородной смерти»?

В последние годы внимание исследователей Нового Завета было привлечено к понятию «благородной смерти» в древних языческих источниках42. Хотя предания об иудейских мучени­ках из второго столетия до н. э. принимались в расчет и в пре­жних исследованиях, касавшихся смерти Христа, эти последние исследования расширили наш горизонт. В самих историях о сопротивлении иудеев эллинизации иудейской религии во вто­рой и четвертой книгах Маккавеев было обнаружено влияние эллинистических типов мышления. Они разделяют концеп­цию «благородной смерти» — «благородной» по причине ее мотивов и того, как ее принимали и переносили.

В Рим 5:7 Павел намекает на случаи добровольной смерти ради праведника или ради тех, кто заслуживает такой жерт­вы. Идя дальше, он показывает чрезвычайный смысл смерти Христа, принятой Им за людей, которые не заслуживали тако­го блага, но были грешниками и врагами Бога. По контрасту, согласно Ин 15:13, «нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей (курсив автора. — Прим. пер.) своих». В Рим 5:8 Павел заключает, что любовь Божья во Христе пре­восходит все человеческие примеры «благородной смерти».

Насколько я могу судить, специфически-римская версия «благородной смерти» пока не получила достаточного внима­ния при интерпретации Послания к Римлянам. Ее следует рассматривать как возможную подоплеку Рим 9:3, где апостол ссылается на свою готовность к самопожертвованию ради своих собратьев-иудеев. Не вполне ясно, говорит ли он толь­ко о желании или о молитве, или даже о каком-то некогда им принятом обете. Смысл этого желания или же обета — стать «приношением» (anathema) за свой народ. Этот термин может