См. его речь Pro domo sua 24:64/65:65.

фанатик, он, должно быть, знал и почитал примеры героев мак-кавейского восстания, гибель которых истолковывалась как жертва ради народного блага (см. 2 Макк 7:37-38; 4 Макк 6:27-29 и 17:21-22). Но это не исключает возможности, что в Рим 9:3 он избрал формулировку, предназначавшуюся для римско-

го слуха 49.

Обсуждается также возможность того, что воспоминания о мученичестве Маккавеев — подоплека интерпретации спаси­тельной смерти Христа в Рим 3:24-26. Альтернативная интер­претация — что hilasterion* в Рим 3:25 есть аллюзия на kapporet, или «место искупления» в Лев 16 и, следовательно, на празд­ник искупления, — слаба тем, что едва ли читатели Послания к Римлянам были достаточно осведомлены о ритуалах времен первого Храма, чтобы суметь понять подобную аллюзию50. В то время как общая идея искупления через жертву, безусловно, была укоренена в культовых действиях, приложение этой идеи к смерти мучеников не связывало последнюю с особым видом жертвоприношения. В качестве образца для интерпретации смерти Христовой предания о мучениках предлагали более близкую этой теме аналогию, чем приношение в жертву жи­вотных в древнем ритуале Израиля. После того как было улов­лено сходство между иудейскими и римскими преданиями о мученичестве за свой народ, усилился повод для допущения этой подоплеки в Рим 3:24-26. Стоит отметить, что идея искуп­ления (apolytrosis) народа кровью умирающего героя засвидетель-