защищать свой апостольский авторитет с помощью указания на то, что он был призван непосредственным откровением от Бога и что его признала материнская церковь в Иерусалиме. Коринфянам тоже надо было напомнить о видении воскресшего Господа как основании Павлова призвания (см. 1 Кор 9:1; 15:8-10). Позже некоторые члены коринфской церкви развили идею апостольства, которую другие проповедники излагали, по-видимому, более впечатляющим образом. В 2 Кор 10-12 Павел отвечает на этот вызов, возводя до добродетели (или, скорее, благодати) свою физическую немощь, при этом настаивая на том факте, что его служение не было лишено доказательств того, что оно поручено ему Богом, одно из которых — чудеса, явленные через Павла (см. 2 Кор 12:12).
Кроме того, послания к Коринфянам — несомненно, «пастырские» послания, в которых (часто по просьбе) обсуждается широкий диапазон доктринальных и этических проблем, возникших в общине. К этому жанру принадлежит и письмо, написанное Павлом Фессалоникийцам. В Послании к Римлянам только увещевания о «сильных» и о «немощных» в главах 14-15 соответствуют этому типу (если они действительно имеют в виду существующие проблемы, а не просто опасности, о которых апостол знал из своего опыта общения с коринфянами).
В Послании Павла к Филиппийцам пассаж об оправдании вместо собственной праведности в 3:2-11 — близкая параллель к учению Послания к Римлянам. Но полемический тон, кажется, больше связывает его с Посланием к Галатам. Однако это изменение атмосферы могло быть результатом тех неприятностей, с которыми апостолу пришлось столкнуться в Иудее вскоре после того, как он написал Послание к Римлянам (если оно было отправлено из Кесарии или из Рима)7. Там ему довелось узнать, что большинство иудейских христиан — пламенные приверженцы Закона и что на их позицию по отношению к Павлу повлияла клевета, распространявшаяся враждебными
иудеями (см. Деян 21:20-21). Другой сдвиг акцента от Послания к Римлянам к Посланию к Филиппийцам можно видеть в Флп 3:20-21, где Павел объявляет всякое земное гражданство ничего не значащим и переносит титул «Спасителя» — широко применявшийся в античном мире атрибут политических благодетелей — к Господу, чьего возвращения с небес вскоре ожидают верующие.
Что касается посланий Павлова корпуса с сомнительным авторством, то в Послании к Ефесянам (2:8-10) слышится отзвук центральной идеи Послания к Римлянам8. Также и следующие за этим стихи — Еф 2:11-22 — проникнуты духом Послания к Римлянам с его акцентированием мира между язычниками и иудеями. Этот пассаж легко может быть прочитан как продолжение Рим 15:1-13. Однако восхваление Павлова служения в Еф 3:1-13 весьма напоминает заключительную доксологию Послания к Римлянам (16:25-27), которую огромное большинство комментаторов рассматривает как более позднее добавление.
Эхо Рим 1:3-4 можно услышать в 2 Тим 2:8: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых». Однако это сходство — необязательно результат подражания, поскольку оно основано на истолковании 2 Цар 7:12 — стиха, который, возможно, повлиял и на другие новозаветные пассажи (см. Деян 2:30-32; 13:23-37). Павлово противопоставление благодати и дел вновь повторяется в 2 Тим 1:9-10 и в Тит 3:3-7 в качестве общего резюме Благой вести9.