См. напр.: John Calvin Institution III xvii.11-12

группа радикальных приверженцев Павлова богословия, кото­рые пошли намного дальше апостола в принижении Закона и были менее чувствительны к нравственной опасности впасть в абсолютный христианский антиномизм. Однако в последних исследованиях Послания Иакова заметна тенденция менее охотно истолковывать Иакова в сравнении с Павлом13. В ос­нове аргумента Иак 2:19 («и бесы веруют») лежит весьма не­глубокое понятие о вере, которое могло по ошибке вырабаты­ваться лишь у начинающих или учеников. Таким образом, предупреждение не пренебрегать практическим, деятельным и этическим аспектом христианства могло быть адресовано новообращенным без какой-либо полемики с богословской позицией, утверждавшей то, что отвергал Иаков.

Что касается приписываемого протеста против Павла или паулинизма, такое понимание, похоже, ставит телегу впереди лошади. Суть противоречия между Павлом и Иаковом — в их разном толковании Быт15:6. Однако это — не тема Иак 2:14-26, а лишь один из доводов в пользу того, что Иаков стремится доказать. Он начинает с противоречия между одними лишь словами и практическими действиями (стихи 14-17); затем он противопоставляет видимые дела и невидимую веру (стих 18); затем он высмеивает одну только веру, приписывая ее и бесам (стих 19). И только во втором приближении к проблеме при­влекаются примеры из Библии, сперва (стихи 21-24) — Авра­ам из Быт15:6 и Быт22, потом — блудница Раав из Ис Нав 2:25. Тема оправдания (по поводу которой Павел и Иаков конфлик­туют) возникает в этом отрывке не раньше стиха 21. Стало быть, указанное разногласие едва ли может быть тем, на что делается ставка в конце отрывка [Иак 2:14-26]. Тогда где же