При всякой современной попытке обрисовать богословие Послания к Римлянам (как и в целом богословие апостола Павла) мы оказываемся в долгу у прежних истолкований. Тут дело не только в том, чтобы пристально всматриваться в то, о чем сообщает текст, но и в результатах эволюции наших оценок. Наше акцентирование или принижение того, что мы читаем, — не случайное действие в данный момент, но часть истории восприятия и передачи идей древнего автора. Поэтому будет справедливо воздать должное, по крайней мере, наиболее ярким вехам в истории интерпретации Послания к Римлянам на протяжении столетий. Это может заодно научить наг смирению и сделать нас готовыми к принятию тех сдвигов ак-цента, которые предложит следующее поколение ученых и толкователей в качестве ответа на вызовы своего времени.
Однако вначале необходимо упомянуть об одном предостережении. Наше понятие «богословия Послания к Римлянам» (или других новозаветных текстов) есть современное понятие, которое отсутствовало в сознании древних или средневековых мыслителей). Даже понятие «богословия Павла» как отличного от других «богословии» Нового Завета появилось не раньше, чем стала набирать силу историческая критика. Это — результат того развития, при котором изучение Библии эмансипировалось от опеки догматического богословия; короче говоря, это — продукт Просвещения. В течение всех предше-