3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер.
нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобретенный Иоанном в общении с оппонентами внутри церкви и в государстве, и его готовность пострадать за свои богословские убеждения явились причиной самоотождествления с Павлом именно в этом отношении.
Августин (354-430)
В биографии Августина случайно прочитанный отрывок Рим 13:13-14 оказывается решительным стимулом к его обращению, как это описано в книге VIII его «Исповеди» (§§ 7-12)4. Это периферийные увещевания в Послании к Римлянам и они не следуют непосредственно из характерных особенностей его богословия. Да и ответ Августина на них — не прорыв на уровне мышления, но, скорее, акт воли в контексте нравственных борений. Соответственно, когда он ссылается на обращение Павла, он думает не столько о его интерпретации в Гал 1 или в Флп 3, сколько об этическом толковании в 1 Тим 1:15-16, где фигура Павла выступает как яркий пример помилованного грешника5. Усвоение Августином богословия Послания к Римлянам имеет разные установки в контексте его более позднего развития и роста как учителя церкви6. Его интересует, в основном, антропология, и он сосредоточивается на интерпретации Рим 7. Она отмечена радикальным изменением взглядов вследствие разных вызовов, которым Августину пришлось противостоять. Первоначально ему пришлось бороться