См. James D.G.Dunn The Theology of Paul the Apostle. Edinburgh: Clark, 1998, § 25:1 — богословие Павла как диалог.

Красноречивый пример преемственности и трансформации можно видеть в восприятии греха в Лютеровой экзегезе Посла­ния к Римлянам и в опыте миллионов людей двадцатого сто­летия. Лютер признается, что жил невинной жизнью монаха, но обнаружил грех, вникая в сокровенные движения своего сердца. Идея Павла об оправдании подтверждала те муки, ко­торые были порождены этим интроспективным самоиспытани­ем. Двадцатый век пережил триумф греха во всемирной бой­не и репрессиях во многих странах. Современный вызов гре­ха — это не столько чувство вины у отдельных людей, которое кричит о прощении, сколько вопиющая власть греха в глобаль­ных измерениях, которая требует сокрушения. Но в обоих кон­текстах весть Евангелия, о которой свидетельствует Послание Павла к Римлянам, говорит о страстном «нет» со стороны Бога по отношению к разрушительным силам греха и о столь же страстной любви Бога ко всем человеческим существам — Его творениям, любимым вопреки их вовлеченности в многообраз­ные проявления зла. В то время как Лютер находил утешение, главным образом, в Рим 3:21-26, современное применение бо­гословия Послания к Римлянам могло бы, пожалуй, сосредо­точиться на Рим 1:18-32 и Рим 8:18-39. Но это лишь предложе­ние для дальнейшей дискуссии, исход которой зависит от места каждого в данных условиях и в происходящем развитии.