Просительная ектения

Просительная ектения в этом месте Божественной Литургии как бы замедляет ритм ли­тургического восхождения верующих, дает сознанию возможность "перевести дух" после страшной, небесной высоты Святого Возношения и перед исповеданием Бога Отцом в мо­литве "Отче наш".

Первые три прошения ектений необычны. В первом — "Вся святыя помянувше..." — под "святыми" подразумеваются не только прославленные и канонизованные угодники Божий, но и верные христиане[40]. Во втором — "О принесенных и освященных честных Дарех Господу помолимся" — звучит молитва об освящении людей причащением этих Даров. Эта же мысль, только более конкретно, раскрывается в третьем прошении: "Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во Святый и Пренебесный и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания (Еф. 5:2) духовнаго, вознизпослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа, помо­лимся".

Рассуждая о значении этой ектений, один из лучших толкователей Литургии, Николай Кавасила, пишет: "Благодать действует в честных Дарах двояким образом: во-первых, тем, что Дары освящаются, а во-вторых, тем, что благодать через них нас освящает. Поэтому действию благодати в Святых Дарах никакое человеческое зло не может воспрепятствовать, так как освящение их не есть действие человеческой добродетели. Второе же действие есть дело нашего старания, и поэтому ему может помешать наше нерадение. Благодать освящает нас через Дары, если находит нас достойными освящения; если же она нас находит неприго­товленными, то она нам никакой пользы не приносит, а причиняет нам больший вред"[41].