рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литургия. Центральная идея Литургии

Литургия. Центральная идея Литургии - раздел Образование, Литургия (Гр. Λειτουργία От...

Литургия (гр. Λειτουργία от "литос" — общественный и "эргон" — служба, дело) означает соб­рание людей, объединенных верой и любовью к Богу, ради совершения Святой Евхаристии (гр. ευχαριστία — благодарение) — благодарственной службы, великого Таинства, в котором прича­щающимся пищи бессмертия — Тела и Крови Спасителя Mipa Иисуса Христа, — раскрывается под­линная глубина и смысл жизни как благодарный ответ Богу на Его призыв к событию и общению.

Часто понятия Литургии и Евхаристии употребляют как взаимозаменяемые, однако это не­верно, между ними существует различие. Литургия — это общественное богослужение, где со­вершается Евхаристия. Евхаристия — "таинство таинств", в котором "по молитве Церкви, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Ду­ха становятся Телом и Кровию Господа Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих в прощение их грехов, для Вечной Жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви"[1]. Евхаристия — вершина Литургий по чину святителей Васи­лия Великого и Иоанна Златоуста.

Как лейтмотив Евхаристического богослужения звучит благодарственная молитва, обра­щенная к Богу Отцу, с исповеданием Его совершенства и беспредельного величия с Сыном и Свя­тым Духом, прославляются дела благости, любви, милости Святой Троицы к роду человеческому. Центром Евхаристии является священнодействие Бескровной Жертвы — Анафора, возношение Святых Даров и таинство их освящения (епиклесис) благодатью Святого Духа.

Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир пишет: "В таинстве Евхарис­тии православному христианину, духовно подготовившемуся и исповедавшему свои грехи в та­инстве Покаяния, преподаются, под видом хлеба и вина, Евхаристические Дары — Тело и Кровь Христовы, как залог вечного спасения, через субстанциональное единение с Главой Церкви, Гос­подом нашим Иисусом Христом (Ин. 14:20; 15:4-5). Следовательно, приобщаясь Святых Даров, верующие реально входят в таинственное духовно-телесное единение со Христом, вследствие че­го и образуют единое Тело (1 Кор. 10:1 6-17), которое есть Церковь Христова, как учит об этом св. апостол Павел (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:14, 20, 27; Гал. 3:27-28; Еф. 1:23; 2:16; 3:6; 4:4-12; 5:30; Кол. 1:18, 22, 24). Таким образом, таинство Евхаристии имеет объединяющее, освящаю­щее и спасающее значение"[2].

Божественная Литургия, а в ней Святая Евхаристия, содержа в себе "спасительное действие Креста для всех времен" (св. Иоанн Златоуст), наиболее точно раскрывает веру Православной Церкви, напоминая человеку о цели его бытия — святости, о посвящении его Богу в Таинстве Кре­щения. Как известно, в Священном Писании Нового Завета "святыми" именуются все, принявшие Святое Крещение, то есть все христиане. К ним адресован возглас священника перед самим при­частием: "Святая святым!".

Евхаристия делает всех верующих причастниками Воскресения Христова и наследниками Жизни Вечной: "Таинство Евхаристии, — пишет архиепископ Василий (Кривошеий), — тоже (как и Крещение) есть Таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго Пришествия: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 1 1: 26). Причастие Святых Тайн Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:53-54, 58). Вот почему святой Игнатий Антиохийский на­зывает Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть"[3].

Будучи новозаветной Пасхальной Трапезой, Божественная Литургия всякий раз является "ма­лой Пасхой", "повторением неповторимого" и напоминает всем верным о втором славном Прише­ствии Христовом. "Смерть Твою возвещаем, Господи, Воскресение Твое исповедуем!" — восклица­ли вслед за диаконами все участники Божественной Литургии в древней Церкви[4]. Божественная Литургия — это земное чудо, "небо на земле", в ней Агнец Божий, добровольно отдающий Себя на заклание, стоит в центре, но вместе с тем это не только Страждущий Господь, но одновременно и Живой, Воскресший, Прославленный. Его животворной славой, энергией Его благодати, лучами Его блистающего, животворного Воскресения озарено все таинство Евхаристии.

Центральная идея Литургии — это движение, восхождение человека(Малый вход, восхождение к горнему престолу, Великий вход) в Благословенное Царство Святой Троицы,исход из рабского состояния служения греху, страстям в свободу славы детей Божиих (1Ин. 3:2; Рим. 8:16; 9:8). В евангельской притче блудный сын возвращается к отцу со словами: "Отче! я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". И отец радуясь его покаянию и возвращению, устраивает пир (Лк. 15:21—24). Так и ныне Господь, по­добно милосердному отцу, созывает нас на Вечерю-Евхаристию, за которой мы освящаемся, ис­целяем свою поврежденную грехом природу, дисциплинируем волю, идем путем обожения, об­ретаем любовь Отца. Здесь восстанавливается звание сына, оживляется душа, регулируется пра­вильный ритм жизни, согласовывается строй, лад человеческого бытия с Божественным. Все это необходимо понять, усвоить и сделать основой своей жизни.

О благодатной силе Евхаристии исчерпывающе сказал святитель Филарет, митрополит Московский: "По многоразличной силе Божественной Пищи и Пития, по многоразличной премуд­рости, благости Божественного Питателя ощутительный плод вкушения Трапезы Господней явля­ется верующим то неизреченною радостью в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким мiром в совести, то утешением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущени­ем любви ко Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши собственные в сей Тайне опыты, то скажу со Святым Златоустом: "Да бу­дет истиннее и помысла, и зрения нашего слово Господа нашего". После того как Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин. 6:56, 54), — как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его Пло­ти и Крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем, и что мы в Нем "имеем живот веч­ный", если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя снова в смерть греховную?"[5].

По преданию, таинство Евхаристии как таинство Причастия было установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери. Об этом повествуют все евангелисты (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22:17-20; Ин. 6:54-59), а также апостол Павел: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагода­рив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое вос­поминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие тво­рите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пье­те чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:23-26).

Если по внешнему ритуалу Тайная Вечеря, совершенная Господом, имела сходство с тради­ционной пасхальной трапезой, на которую в Израиле ежегодно собирались члены каждой семьи для вкушения жертвенного агнца, то по внутреннему содержанию она была принципиально иной. Закрытый, семейный, пасхальный ужин на Тайной Вечери объединил учеников — до этого не родственников Христа по плоти, в одну духовную семью, которая потом вырастет в Церковь. Вместо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания Mipa для спасения людей (1 Пет. 1:19-20)[6]. Во время Вече­ри Христос претворил хлеб и вино в Свое Тело и Кровь, причастив учеников и заповедав им со­вершать это таинство в Его воспоминание. И после крестной смерти и Воскресения ученики соби­рались в первый день недели, так называемый "день солнца", когда воскрес Христос, — для "пре­ломления хлеба".

С того самого момента христианство обрело свою духовную форму как непрекращающая­ся в веках Тайная Вечеря — Трапеза Господня, став одновременно началом, главным условием ду­ховного становления человека и его конечной целью, завершением: "Да ядите и пиете за трапе­зою Моею в Царстве Моем" (Лк. 22:30).

Как же складывался в дальнейшем чин Литургии?

Во времена апостолов Евхаристия объединилась с "вечерями любви" (гр. αγαπη] — агапы), ко­торые состояли из чтения Святого Писания Ветхого Завета, псалмов, священных ветхозаветных пе­сен, христианских песнопений, поучений, и молитв (Деян. 2:42). Порядок древних Литургий опре­делял предстоятель, провозглашавший молитвы и славословия "так долго, как мог" и "сколько поз­воляло время". Со временем "новые молитвы", рожденные импровизацией в процессе молитвенно­го вдохновения, стали допускаться только после тщательного рассмотрения их на церковных собо­рах. Так рождался принцип канонического литургического творчества, благодаря которому в бо­гослужение, не допускались смысловые обороты текстов, интонаций или напевов, не выдержавшие тщательной проверки опытом, временем и не соответствующие церковным критериям.

В IV столетии, с возникновением необходимости создания единой редакции, чин Литургии был унифицирован на Востоке — Василием Великим и Иоанном Златоустом. Именно в таком ви­де, в основном своем ядре, он и предстает перед нами в наше время.

Сейчас, на протяжении литургического года Православная Церковь совершает три чина Литургии[7]: святых Иоанна Златоуста, Василия Великого (10 раз в году) [8]и Преждеосвящённых да­ров — св. Григория Двоеслова[9]. Не совершается Литургия шесть раз в году (в сырную среду и пят­ницу Масленицы, в понедельник, вторник, четверг на 1-й седмице Великого поста, а также в Ве­ликую пятницу [10]). В настоящем сборнике приведены песнопения Литургии по чину Иоанна Зла­тоуста и Василия Великого.

Далее приведем важную информацию общелитургического содержания, которую необхо­димо знать для правильного певческого совершения Литургии.

Одна из важнейших тем литургики — науки, изучающей богослужение, — "литургическое время", т. е. обоснование единственности, уникальности Евхаристии и в целом богослужения для освящения человеческой жизни. Как пишет архим. Киприан (Керн): "Литургия вечна. Агнец зак­лан в недрах Св. Троицы. Он предназначен к закланию еще "прежде создания Mipa" (1 Пет. 1:20), хотя и явился во времени, "в последние времена". Евхаристия любви предвечно соверша­ется в Триединстве Божием, совершается во времени и нами, и будет совершаться во веки веков. Это жертва любви, "любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Свято­го, торжествующего силою крестной", не имеет границ во времени"[11].

Именно в Евхаристии происходит подлинная встреча вечного, священного с земным и вре­менным. Это прорыв временного в вечное, преображение человеческого — Божественным. Это то, что открывает тайну Церкви — Царства "не от Mipa сего" (Ин. 1 8:36; 1 Ин. 2:15).

Не от Mipa сего Пасха Господня — Воскресение Христово, не от Mipa сего "День Господень" (воскресенье, малая пасха), не от Mipa Евхаристия. Все эти вневременные реалии актуализиру­ются во времени соответственно через три литургических круга: годовой (центр — Пасха), седмичный (ядро — "малая Пасха", — "День Господень", воскресная Литургия) и суточный (сердце — ежедневная Литургия в монастырях и приходских храмах). Вокруг них, как планеты вокруг солн­ца, вращаются свои системы подвижных и неподвижных праздников, памяти (темы) дней недели, службы на протяжении суток. Всех их связывает одно — Евхаристия. Она, как было сказано, не принадлежит времени, но, являясь центром, изнутри преображает его. Это дает реальную воз­можность человеку реализовывать главную цель жизни — святость (Рим. 6:22; Евр. 12:14), идти путем освящения души (1 Фес. 4:3; 2 Фес. 2:13), которая вечна и бессмертна по своей природе. Все это реализуется в уникальной среде богослужения. Таким образом, Евхаристия совершает освящение времени, человеческой жизни и всего Космоса.

Сущность Православного богослужения состоит в парадоксальном сочетании временного с вне-временным, человеческого с Божественным. Евхаристическое ядро множеством невидимых нитей связано с другими службами, литургическими кругами и передает им энергию своей святос­ти, в том числе музыке и пению. Отсюда главная цель богослужения — сделать видимым невиди­мое, выразить до конца невыразимое, явить Божественную реальность и сделать человека ее соп­ричастником. Здесь выявляется определенный параллелизм между задачами Литургии, музыки и иконописи. Каждая из них призвана к явлению в материи нематериального, к воплощению Сло­ва, Духа, мысли. В Литургии это происходит как абсолютная модель в космическом, сотириологическом и эсхатологическом масштабе[12]. Человеку же как существу воплощенного духа без по­нимания этой тайны невозможно стать полноценной личностью, тем более музыкантом, певчим. Иконность как принцип "облекания в форму" идеи, духа, творческой мысли не только при помо­щи красок, но и в гармоничных звуках песнопения, в облагороженном камне архитектуры явля­ется главным и для понимания Литургии. Например, Евангелие — это икона Слова, песнопение — его интонационная проекция, распеваемый тропарь и кондак праздника — их литургическая ико­на. И все они призваны помочь одному — рождению человеком в себе Божьего Слова.

Восемь служб суточного богослужебного круга (Вечерня, Повечерие, Утреня, Полунощница и четыре службы часов), их содержание и в целом все священнодействия во время их совершения, так или иначе, предваряют и приготовляют христианина к главному — к Божественной Литургии [13].

Ранее уже упоминалось, что Литургия содержит в себе идею молитвенного движения, вос­хождения к Богу с целью обоvжения, освящения верующих. Эта важнейшая задача реализуется в мистерии храмового действа, в богослужении, через активное вовлечение, включение присут­ствующих во все богатство догматической, мистической, музыкально-эстетической и других сос­тавляющих сторон священнодействия.

Божественная Литургия в своем строении символически объемлет всю священную историю Ветхого и Нового Заветов, а также предлагает человеку конкретные этапы восхождения в свое сердце. Осознавая части этого главного таинства Церкви, душа, как по ступеням, восходит к Бо­гу, вплоть до полного единения, наступающего в таинстве Причастия (см. Краткий устав Божественной Литургии на стр. 26-27). Вот описание этих главных частей-ступеней:

1.Проскомидия— подготовительная часть, во время которой происходит приготовление Святых Даров, хлеба и вина, для Евхаристии. Совершаясь священником и диаконом в алтаре, она сокрыта от взгляда прихожан. Публичная же часть Литургии разделена надвое: учительную — Литургию оглашенных, или Литургию Слова, и Литургию верных, или Литургию Жертвы. Обе части содержат входы — Малый (литургия оглашенных) и Великий (литургия верных) — как эта­пы восхождения, просвещения, приближения к Богу.

2. Литургия оглашенных, или Литургия Слова,состоит условно из трех частей, представляющих собой единое целое: 1) таинство собрания, таинство Царства, 2) таинство Вхо­да и 3) таинство Слова.

2.1. Таинство Собрания, таинство Царства— два важнейших лейтмотива Литургии. Пер­вый как условие всей службы — "чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11.52), призван явить и осуществить единство нового народа Божия, собранного Христом и во Христе в Церковь; второй, — выраженный в начальном возгласе ("Благословенно Царство..."), показывает и прославляет цель — Святую Троицу. Великая ектения задает ритм, строй, общую тональность богос­лужения. Она говорит, о чем и как необходимо молиться. Во время антифонов ветхозаветный пе­сенный материал (первые два антифона построены на материале псалмов) гармонично переходит в новозаветный (гимн "Единородный Сыне", Заповеди блаженств "Во Царствии").

2.2. После начального пения псалмов и кратких молений — малых ектений — следует таин­ство Входа(Малый вход, тропари и кондаки, посвященные памяти дня, Трисвятое — ангельская песнь). Изначально Малый вход и был собственно входом всего собрания в Церковь, сейчас же он представляет собой торжественную процессию священнослужителей, несущих Евангелие в алтарь. Малый вход имеет несколько значений: явление Сына Божия народу при крещении, вы­ход Иисуса Христа в Mip на проповедь, переход всего человечества из ветхого состояния неведе­ния, служения грехам в новозаветное — свободу чистоты, истины, правды. Песнопение "Святый Боже" показывает путь — подражание ангельским силам в служении, пении, молитве. Под пение Трисвятой песни предстоятель восходит в самую глубину храма, к горнему престолу, во Святое Святых. "И в этом ритме восхождения, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — из "мiра сего" к вратам храма, от врат храма к престолу, от престола на горнее место, свидетельствует о совершившемся соединении, о высоте, на которую вознес нас Сын Божий. И, взойдя на нее, предстоятель — оттуда, но повернувшись лицом к собранию, один из собранных, но и образ Гос­пода, облеченный Его властью и силой, ниспошлет нам мир для слышания Слова Божия. За таин­ством Входа следует таинство Слова"[14].

2.3. Таинство Слова(смысловое причастие Богу — чтение Апостола и Евангелия) является кульминацией Литургии оглашенных. Вся предшествующая часть готовила "почву души" для вы­севания и прорастания зерен Слова Божия — Евангелия, последующая же, Литургия верных — это уже подлинно небесный уровень. Вслед за чтением Евангелия следуют молитвы ходатайства о Церкви (сугубая ектения, ектения об усопших, ектения об оглашенных). Здесь заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных.

3. Литургия верных, или Литургия Жертвы,состоит из семи условных частей-уров­ней, продолжающих идею восхождения. Верные ученики Спасителя всем ходом Божественной Литургии нисходят в свое сердце умом, и там, через осознание и глубокое сопереживание про­исходящему, духовно восходят за Христом во Святое Святых, в Царство Святой Троицы. Вся эта часть Литургии, представляя верующим страдания, смерть, воскресение, вознесение, второе при­шествие и вечное Царство Христа, открывает тайны домостроительства спасения, возводит моля­щихся на предельно возможные уровни богопознания.

3.1. Таинство Приношения— Великий вход, перенесение евхаристических даров с жерт­венника на престол ("Херувимская песнь") изображают Вход Господень в Иерусалим, Его шествие на вольные страдания, откровение тайны спасения, распятия, снятия с креста, помазание бла­говониями, положение во гроб — погребение.

3.2. После просительной ектений, где Церковь испрашивает все необходимое для спасения — святой, мирной и безгрешной жизни, следует Таинство единства— целование мира и испо­ведание символа веры (песнопение "Отца и Сына", совместное пение всем храмом "Верую"). "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8,16), поэтому без любви не может быть ни жизни, ни истины, ни при­частия Ему. Именно любовь и вера создают ту среду, в которой рождается Христос в сердце че­ловека и которая сужает круг верных, расширяя и очищая пространство для действия Бога. Пени­ем Символа веры молящиеся в храме в последний раз перед Святым возношением (Анафорой) сверяют, настраивают свой образ мысли, свидетельствуют пред Богом и друг другом о чистоте догматического мышления.

3.3. Анафора(гр. 'αναφερα — возношение), либо евхаристический канон, является серд­цем всей Литургии. Во время нее происходит трудно передаваемое словами чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Она состоит из таинства благодарения, воспоминания и призывания Святого Духа, а также ходатайственного поминовения Богородицы, Предтечи и Крестителя Иоанна, всехвальных апостолов, святых и всех членов Церкви, как усопших, так и жи­вых. Основная часть Анафоры происходит во время пения хором песнопения "Милость мира", почему и нужно быть особо благоговейным и трепетным во время его исполнения.

Таинство благодаренияследует после вступительного диалога ("Милость мира", "И со ду­хом твоим", "Имамы ко Господу"), во время пения "Достойно и праведно...", а также во время ан­гельского славословия "Свят, Свят, Свят...". Тут священник читает две важнейшие молитвы, которые достигают кульминации в повествовании о Тайной вечере и в словах Христа "Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь моя" (Мф. 26:26-28; Мк. 14:22-24; 1 Кор. 1 1:24-25). Неотделимо от благодаре­ния таинство воспоминания— анамнесис, где предстоятель (во время пения хором второго протяжного "Аминь" перед "Тебе поем"), "вспоминает" "крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе и славное паки пришествие..." и "предлагает", воз­носит Богу Святые Дары. После воспоминания следует эпиклесис — таинство призывания Ду­хана Святые Дары: "Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары сии... И сот­вори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь" (в Литургии св. Иоанна Зла­тоуста). Священник и диакон тотчас делают земной поклон, ибо перед ними уже не хлеб и вино, но истинные Тело и Кровь Господни. Это великое священнодействие происходит во время песнопе­ния "Тебе поем". Завершается Анафора ходатайственной молитвой о Mipe и всех членах Церкви: Пресвятой Богородице (песнопение "Достойно есть", или "О Тебе радуется", либо Задостойник праздника), святых, усопших и живых ("И всех и вся", "Аминь"). Эта молитва показывает "включен­ность" в единый молитвенный процесс, объединенный вокруг Евхаристии, всей Церкви, каждого из ее членов, и в этом она являет нам всю полноту исполнения Церкви как Таинства Царства, как ре­альности уже предначинающегося на земле нового времени и новой истинной жизни во Христе. С символической стороны Анафора изображает Тайную Вечерю, которой предстоящие в храме, размыкая время, соприсутствуют, а также смерть и воскресение Христово.

3.4. Просительная ектения после Анафоры как бы замедляет ритм литургического восхож­дения верующих, дает сознанию возможность "перевести дух" после небесной высоты Святого Возношения и как бы отдышаться перед важным таинством усыновления,исповедания Бога Отцом в молитве "Отче наш".

3.5. После пения "Отче наш" и двух тайных молитв священника следуют Возношение ос­вященных Даров и преломление Хлеба.Священник возносит над престолом освященный Агнец и восклицает: "Святая святым!" [15], на что певцы от лица народа в осознании своего недос­тоинства отвечают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь". Далее священник преломляет Святой Хлеб(Деян. 2:46), произнося слова: "Раздробляется и разде­ляется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй". В этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце — непостижимая умом тайна целостности Тела Христова (раздробляемого и неразделяемого), вечного, неизменного, в каждой частице содержащего всю полноту Таинства. Священник прелом­ляет Агнец на четыре части. Одну часть освященного хлеба опускает в Чашу и туда же добавля­ет теплоту, т.е. горячую воду, что символизирует жизнь воскресшего Господа, Чьи Тело и Душа объединяются и исполняются Святого Духа. Дальше идет причащение духовенства и народа.

3.6. Таинство Причащения.Причащение является целью Таинства Евхаристии. В нем происходит соединение с Телом Церкви. Церковь же есть Тело Христово (Кол. 1: 24), и нельзя на­зываться христианином и не причащаться Христовых Тайн.

3.7. Вслед за причащением наступает завершающая часть службы: благодарение, зак­лючительное благословение и отпуст.Во время благодарения священнодействия в алтаре изображают Вознесение Господне, а пение хора приобщает молящихся к священным событиям Пятидесятницы: "Видехом (увидели) Свет Истинный, прияхом (приняли) Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: та бо нас спасла есть".

Итак, как можно убедиться, в Литургии целиком выражается вся вера Православной Церкви.

Как же певчески правильно совершать Литургию? Этот вопрос был и остается актуальным, животрепещущим. От того, насколько глубоко регент и певчие понимают смысл Евхаристии, Ли­тургии, зависит не только правильное пение, но и их вечное спасение. В Литургии, подобно пос­тановке голоса, происходит "постановка" души для хора в жизни будущего века, обучение той новой, таинственной песни, о которой так выразительно сказано в Откровении Иоанна Богосло­ва: "они поют как бы новую песнь пред престолом <...> и никто не мог научиться сей песни, кро­ме сих <...> искупленных от земли" (14:3); и дальше: "победившие зверя и образ его, и начерта­ние его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Мо­исея, раба Божия, и песнь Агнца" (15:2—3). Очевидно, что овладение этим новым напевом, новой гармонией происходит в Литургии, Евхаристии. Поэтому глубокое изучение этого "таинства та­инств", постепенное проникновение в ее смысл, дух и "букву" должны стать первоочередной за­дачей для каждого труженика клироса.

Если регент и певчие будут идти этим путем, то сам собой решиться вопрос, как и что петь, потому что уже Дух истины (Ин. 16:13) через внутреннее ощущение подскажет, как правильно пением совершать Литургию. Постижение смысла, духа, "буквы" Литургии — это масштабная за­дача всей жизни, к решению которой необходимо приближаться постепенно, каждую Литургию, понемногу растапливая лед сердечной очерствелости и разгоняя мрак душевной слепоты. Глав­ным условием в этом благословенном деле должна стать систематичность, связанная с искренней верой, внутренней простотой, внимательностью, собранностью, чистотой. Необходимо всегда помнить, что православный храм — это Дом Божий, и в Нем мы удостоены великой чести петь и пением совместно с ангелами, святыми и всей полнотой Небесной Церкви участвовать в Божест­венной Литургии. Эту задачу можно выразить словами "жажда литургической молитвы". Необхо­димо молиться, учиться молитве, молитвенному пению, развивать душу, искать Бога и, по мере обретения, обретать себя.

Молитва как высшее творческое состояние духа неизбежно откладывает печать на всего че­ловека, делая его одухотворенным, возвышенным, влияет на голос, тембр и силу звука певца. При пении молитвенное состояние проявляется в певучести, свободе вокализации, тембральной естественности, природности звукоизвлечения, кантилене, необыкновенной широте звуковедения, мягкой, благородной атаке звука, идущей от души, от сердца, от глубокого понимания смыс­ла произносимого слова. (Все эти характеристики уходят своими корнями в молитвенную распевность древних богослужебных песнопений. Однако не только их исполнение требует вышеука­занного благородства, "царственного" достоинства, но и вообще все церковные песнопения.)

Именно такое пение должно стать образцом для совершения Литургии. Слово, смысл, разум в сочетании с "сердечным" участием происходящему, вот те главные условия, которые необходи­мы для правильного духовного расположения молящихся, для их постепенного движения к Небу, к достижению в "меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13). Буди же ми благодарение сие — Хлеб Небесный и Чаша Жизни — в радость, здравие, веселие, в благословенную жизнь вечную.

 

Краткий устав Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста

 

Проскомидия (приуготовительная служба): приготовление хлеба и вина для Евхаристии, совершается в алтаре

(таинство собрания[16])

Литургия оглашенных (Литургия Слова)

Благословено Царство... (таинство Царства)

Великая ектения

Антифоны

Малая ектения Второй антифон (псалом 145) Единородный Сыне (гимн св. Юстиниана VI в.)

Чтение Евангелия

Проповедь(часто переносится на конец службы)

Ходатайство о Церкви

Сугубая ектения

Заупокойная ектения(если есть)

Ектения об оглашенных

Литургия верных (Литургия Жертвы)

Ектения: Елицы оглашеннии изыдите...

Великая ектения в сокращении (шесть прошений)

Херувимская песнь (Иже херувимы — таинство приношения)

Великий вход(Поминовение Патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан)

Яко да Царя всех подымем... (вторая часть Херувимской песни)

Просительная ектения

Целование мира и Символ веры (исповедание веры в любви и единомыслии — таинство единства)

Святое возношение — Анафора(Евхаристический канон)

Вступительный диалог (praefatio): Станем добре, станем со страхом... Милость мира...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа...

И со духом твоим

Горе имеим сердца. Имамы ко Господу.
Таинство благодаренияБлагодарим Господа. Достойно и праведно...

Ангельское славословие (Sanktus): Победную песнь поюще... Свят, Свят, Свят...
Установление (institutio): Приимите, ядите... Аминь.

Таинство воспоминания(anamnesis): Пиите от нея, вси... Аминь.

Призывание Святого Духа (epiclesis): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Тебе поем, Тебе благословим...(Освящение Даров) Ходатайство (intercessio): Изрядно о Пресвятей... Достойно есть...

В первых помяни, Господи... И всех, и вся.

Идаждь нам единеми усты... Аминь.

Ида будут милости... И со духом твоим.

Просительная ектения после освящения даров

Отче наш— Молитва Господня (таинство усыновления)

Яко Твое есть Царство... Мир всем. Идухови твоему. Главы ваша Господеви приклоните. Тебе, Господи Благодатию и щедротами... Аминь.

Возношение освященных Даров и преломление Хлеба

Вонмем. Святая святым. Един Свят, един Господь...

Причастен (Киноник). Проповедь (если не была произнесена ранее)

Со страхом Божиим и верою приступите. Благословен Грядый во Имя Господне...

Причащение мирян

Благодарение после причастия.Спаси, Боже, люди Твоя... Видехом Свет Истинный...

Всегда, ныне и присно... Да исполнятся уста наша...

Ектения: Прости, приимше Божественных...

Благословение и отпуст

Заамвонная молитва. Буди Имя Господне... Благословлю Господа (псалом 33) Благословение Господне на вас... Аминь

Великая ектения

Земная Церковь испрашивает мир Божий, превысший всякого ума (Флл. 4: 7). В двенад­цати прошениях, на каждое из которых народ отвечает: "Господи… Таким образом. Церковь задает правильный образ молитвы, устанавливая… Преподобный Максим Исповедник[19], размышляя о человеке, как совершенном музы­кальном инструменте, а также, о…

Единородный сыне

Поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался.

Во царствии твоем

Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизреченно счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись,… Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, Заповеди блаженств… Заповеди блаженств указывают на те духовные свойства, которые необходимы человеку для достижения Небесного Царства.…

Антифоны вседневные

В двунадесятые праздники, а также вдень Святой Пасхи поются антифоны праздничные. Они состоят из стихов псалмов с припевами, содержащих пророчества… Во время пения третьего антифона совершается Малый вход — торжественная… После возгласа "Премудрость! Прости!" ("Премудрость! Станьте прямо!", т.е. станьте прямо, ровно,…

Ис полла эти, дэспота

 

Тропари по Входе

 

Трисвятое. Ангельская песнь

Господи, спаси благочестивыя

Через это приветствие показывается воля Самого Христа, избравшего каждого в свое звание для пользы Церкви и всех вообще людей, а также верные…  

Трисвятое

Традиционная для канонического богослужебного мышления идея ангелогласия — под­ражание небесным бесплотным силам в служении, славословии, пении —… Гимн "Святый Боже...", согласно исследованиям, введен в чин Литургии… Под пение Трисвятой песни предстоятель восходит в самую глубину храма, к горнему престолу, во Святое Святых. "И в…

Елицы во Христа крестистеся

Исполняется вместо "Святый Боже..." в праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву субботу, на Пасху и в день Пятидесятницы. В древности в эти праздники крестились оглашенные. Этой песнью Церковь приветствовала их после принятия Крещения.

 

Чтение апостола

Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет на средину храма, как бы к народам всего Mipa, сеять Слово Христа в… "Апостолом" на церковном языке называется выдержка из какого-либо… "Мир всем!" — возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих…

Сугубая ектения

Во время провозглашения Сугубой ектений священник читает тайно Молитву прилежного моления, в которой просит Господа Бога, чтобы Он милостивно принял…  

Заупокойная ектения

Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Первое послание к Коринфянам пишет: "Да не об­ленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо…  

Ектения об оглашенных

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит: "Никто из неядущих, никто из немогущих взирать на Тельца ядомого, никто из немогуших видеть… В настоящее время призыв "Елицы оглашеннии, изыдите" сделался… Начало Литургии верных[21](Литургии Жертвы)

Ектения о верных

Будучи народом Божиим, верные составляют единое Тело Христа, являясь Его священством в мире, свидетелями учения, истины, правды. Предстоятель в двух… Вся эта часть Литургии, представляя верующим страдания, смерть, воскресение,… Ранее уже говорилось, что, совершая Божественную Литургию, мы актуализируем в своем сознании содержание Евангелия, в…

Просительная ектения

Особо хотелось бы обратить внимание поющих на смысл последних прошений ектений, посвященных одной из главных тем Православного вероучения — памяти…

Целование мира

"Бог есть любовь" (1 Ин.4: 8,16), поэтому без любви не может быть ни жизни, ни истины, ни причастия Ему. Иисус Христос учил, что весь… В древности все в храме в этот момент богослужения в знак мира, любви и…

Символ веры

Возглас "Двери, двери, премудростию вонмем!", то есть "Закройте двери! Внимайте пре­мудрости!", говорит, что подобно тому, как в… Символ веры был составлен святыми отцами Первого (325) и Второго (381)… Пением Символа веры молящиеся в храме в последний раз перед Святым возношением (Анафорой) сверяют, настраивают свой…

Ходатайство о мipe

И всех и вся

Молитвенное воспоминание Богоматери и Крестителя после преложения Даров следует иконописной традиции так называемого Деисиса[38], иконы ходатайства Пречистой… Очень важно обратить внимание регента и тружеников клироса на певческий смысл ико­ны "Деисиса", которая…

Аминь

Священник во время пения хором ответа "И всех, и вся" продолжает молитву (в русском переводе): "Помяни, Господи, наш город, в котором живем, всякий город, страну и живущих в них с верою. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страдающих, плен­ных и спаси их. Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих всякое доброе дело в свя­тых Твоих церквах, помогающих бедным, и на всех нас излей милость Твою". Окончанием и одновременно возгласом служит прошение "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (Рим. 15:6; Деян. 4:32) славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сы­на и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков". На что хор отвечает словом-печатью "Аминь".

"Итак — Mip, Церковь, Царство. Все творение Божие, все спасение, все исполнение. Не­бо на земле. Единые уста и единое сердце, единое прославление и воспевание пречестного имени — Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Вот сущность этой великой завершительной молитвы, вот последняя мольба Евхаристии, соединяющая вокруг Агнца Божиего, во Христе, весь духовный Mip, начиная с Богоматери и святых и кон­чая всем — Сам всем вся буди. Вот что, каждый раз совершая Евхаристию, мы призываемся узреть, осознать, воспринять, во что должны погрузить все наше сознание, всю любовь, все желание, прежде чем подойти "к бессмертному Царю и Богу нашему..."[39].

 

И со духом Твоим

 

Просительная ектения

Первые три прошения ектений необычны. В первом — "Вся святыя помянувше..." — под "святыми" подразумеваются не только… Рассуждая о значении этой ектений, один из лучших толкователей Литургии,…  

Молитва Господня

"Иерарх, помолившись о том, чтобы мы могли воспеть Бога едиными усты и единым сердцем, — пишет св. Симеон Солунский, — и, призвав на нас… В древней Церкви людей учили Господней молитве только после того, как они…

Возношение даров преломление хлеба

Возношение освященных Даров

После возгласа "Благодатию и щедротами...", во время пения хором "Аминь" (почему и нужно это "Аминь" спеть как можно… После этих слов и возгласа диакона "Вонмем!" священник возносит над… "Священник возглашает, — пишет Николай Кавасила, — "Святая святым!"[43], как бы говоря: "Вот Хлеб…

Преломление Святого Хлеба

В этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце — непостижимая умом тайна целостности Тела Христова (раздробляемого и неразделяемого),… Священник преломляет Агнец на четыре части. Одна часть освященного хлеба,…  

Причащение

Во время причащения священнослужителей в алтаре хор поет особое песнопение, называемое "причастный стих", или "киноник".…  

Причастны во весь год

ПонедельникТворяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. ВторникВ память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. СредаЧашу спасения прииму и имя Господне призову.

Причащение мiрян

Перед причастием верные, повторяя за священником слова молитвы, исповедуют веру в Таинство и Божественную силу Святых Даров: "Верую, Господи, и… Слова "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя… Во время причащения мiрян хор поет стих: "Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуйя".…

Благодарение после причастия

Затем священник трижды кадит Святые Дары, тихо произнося: "Вознесыйся на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя". Эти слова и… Необходимо обратить внимание на важное священнодействие, которое совершает… После пения хором "Видехом Свет Истинный" священник Чашей совершает знамение креста над антиминсом и тихо…

Благословение и отпуст

Священник, выйдя к амвону Царскими вратами, читает заамвонную молитву, испрашивая у Господа благословения народа и его освящения, сохранения Церкви,… Хор после заамвонной молитвы трижды поет: "Буди Имя Господне благословено… После окончания псалма священник возглашает (в русском переводе): "Благословение Господне да пребудет с вами, по…

– Конец работы –

Используемые теги: Литургия, Центральная, идея, литургии0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литургия. Центральная идея Литургии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

“Дидактические идеи Льва Николаевича Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании”
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем… В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы… Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих…

Центральные идеи в философии В. И. Вернадского
Кристалл одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Он считал минералы остатками тех… Время всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне времени,… А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество это формы, уровни организации биосферы. Вернадский связал…

"Анализ философских идей Фридриха Ницше"
Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.Читая… Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым… Мы заметили, что понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти.Невозможно…

"Рождение трагедии из духа музыки" – первая манифестация идей Ф.В. Ницше"
Кроме того, Ницше рассматривает идею преемственности западноевропейского мировоззрения от греческого и способы смены мировоззрения.Говоря о разных… Но совсем по-другому ведёт себя третий тип мировоззрения – сократический.Он… Появление духа Сократа Ницше связывает с началом классического периода в греческой культуре и считает, что именно этот…

Культурологические идеи Н. Я. Данилевского
Окончив полный курс лицея, в котором преподавание естественных наук, с точки зрения Н.Я.Данилевского, было недостаточно полным, и “чувствуя горячее… Материальное положение Н.Я.Данилевского во время обучения в университете было… О годах учебы в университете он писал: “Имея лишь малые средства как для жизни, так и для учебных пособий, необходимых…

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

Отражение лингвистических взглядов Л.В. Щербы и А.А. Шахматова в идее реформирования школьного обучения русскому языку
О рубеже двух столетий было подмечено неспроста. Именно в это время научные поиски формируют определённые проблемы, к решению которых после и… К такой же проблеме пришёл и молодой учёный Л.В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна… Возможно, именно эта практическая часть дала ему возможность сделать выводы, которые после были высказаны в докладе «О…

Расчеты платежными требованиями. Причины создания и развития Центральных Банков. Функции ЦБР. Контокоррентный кредит».
Денежный оборот страны, отражая движение денег, состоит из их обращения между: центральным банком и коммерческими банками; коммерческими банками;… В зависимости от формы функционирующих в денежном обороте денег его принято… Безналичные денежное обращение. Оно преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками,…

Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России
Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью… Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы,… Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.Именно она призвана…

Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры
Ничто не может быть большей гарантией от умственной деградации и стимулом к развитию, чем изучение Библии. Как средство развития мышления Библия… Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не… На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук». Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…
  • Идеи Ницше в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" Он оказал большое влияние на мировоззрение людей рубежа веков. Идеи Ницше широко использовались не только в философии, но и в политике, искусстве и… В творчестве многих талантливейших писателей и поэтов той эпохи можно заметить… Идеи Ницше в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» Когда речь заходит об Оскаре Уайльде, в памяти сразу же…
  • Развитие Центрального экономического района В Центральном районе исторически складывались культурные, религиозные, нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политические основы… Рельеф района разнообразен. Общая его равниность нарушается наличием крупных… Но в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, поэтому промышленность в основном работает на привозном…
  • Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной Ахматова… Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь,… Вместе с тем осуждает эмигрантов — подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству: Не…
  • Теория идей Платона В 388 г в свои 40 лет, он посетил Италию. По возвращению в Афины Платон основал Академию. В 367 г. он посетил Сицилию.В 360 г. Платон вернулся в… В философии Платона существует момент, относительно которого все философские… Платон прибегнул к образу, им же и созданным -"вторая навигация". Это привело к пониманию двух планов бытия:…