Возношение освященных Даров

После пения всей Церковью молитвы "Отче наш" в молитве главопреклонения (во время пения хором ответа "Тебе, Господи") священник благодарит Бога за то, что Он создал неизмеримой силой Mip и привел все из небытия в бытие и просит, чтобы Господь обратил Свой взор с Неба на приклонивших главы и подал каждому по его потребности.

После возгласа "Благодатию и щедротами...", во время пения хором "Аминь" (почему и нужно это "Аминь" спеть как можно протяжнее), священник читает молитву, в которой просит, чтобы Сам Христос пришел, освятил и преподал нам Свою Кровь и Плоть: "Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш... и прииди во еже освятити нас... и сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и честную Кровь...".

После этих слов и возгласа диакона "Вонмем!" священник возносит над престолом освященный Агнеци восклицает: "Святая святым!", на что певцы от лица народа в осознании своего недостоинства и исповедания Того, Кто Один истинно Свят, отвечают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь".

"Священник возглашает, — пишет Николай Кавасила, — "Святая святым!"[43], как бы говоря: "Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят". Очевидно, что под святыми здесь подразумеваются не только совершенные, но и те, кто только встал на путь добродетели. Всем Господь в причастии дает освящение, силу к борьбе с грехом, и приумножению своих талантов.

Апостол Павел сказал: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1 Кор. 11:28). К такому испытанию себя здесь священник увещает всякого словами "Святая святым".

Св. Герман так объясняет эти слова: "Иерей восклицает во всеуслышание: я человек вам подобострастный и не знаю дел каждого из вас; смотрите сами и будьте святы, ибо Христос, Которого вы будете причащаться, есть Бог святый и во святых почивающий". И еще: "Святая святым", т.е. Бог подает святая непамятозлобным и чистым сердцем. Святые, — говорит он, — т.е. очищенные от совести лукавой и имеющие правую веру во Святые Дары".

Св. Иоанн Златоуст говорит: "Если кто не свят, да не приступает; не просто сказал (апостол) чист от грехов, но свят. Святым кого-либо делает не освобождение только от грехов, но наитие Духа и богатство благих дел".

У св. Кирилла Иерусалимского читаем: "Святая суть предлежащие дары, приявшие наитие Св. Духа; святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Ибо святая приличны святым".

Св. Симеон Солунский пишет: "Диакон восклицает "Вонмем", дабы указать нам тайну; священник прибавляет: "Святая святым", показывая, что Распявшийся свят и что потому и причащающиеся Его должны быть святы".

Св. Симеон Солунский: "На слова "Святая святым" ответ "Един Свят..." возвещает, во-первых, святость Божию и что от Него подается освящение освящаемым, и во-вторых, — признание нашего смирения; кто будет, говорят, чист из нас или кто свят? Свят только один Христос, Который по человеколюбию освятит и нас".