Причащение

Причащение является целью Таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается ради причащения священнослужителей и мирян. В этом осуществление и исполнение евхаристичности Церкви. Причащение же есть соединение с Телом Церкви. Церковь есть Тело Христово (Кол. 1: 24), и нельзя считать себя христианином, то есть принадлежащим Христу, Его Церкви и не причащаться Христовых Тайн. Верующие соединяются в Евхаристии со своим Главой — Христом — в одно Тело — Святую Церковь. И как Он, Глава Церкви, Свят, так свято и Тело Его — Церковь, и оно освящает всех членов Тела. В древней христианской Церкви считалось, что кто не был без уважительной причины за Евхаристией и не причащался три воскресных дня подряд, тот сам себя отлучил от Тела Церкви. В настоящее время сроки причащения устанавливаются для каждого христианина индивидуально, по совету духовника. Участие в евхаристической жизни Церкви есть жизненное исповедание своей связи и единства с Церковью. Святая Церковь от каждого своего члена требует не только веры, но и действительной духовной жизни во Христе, главный признак которой — участие в Божественной Евхаристии, ибо Кровь Иисуса Христа "очищает нас от всякого греха" (1Ин. 1:7), который "царствовал в смертном теле нашем" (Рим. 6:12). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Причастие, будучи Светом, не может оставаться незамеченным. Если же чувство встречи с Богом еще не пришло, то нужно позаботиться о покаянии, очищении греховного, огрубевшего от пороков сердца, по слову Христову: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Освящение, просвещение и обо/жение христианин получает тогда, когда приступает к Святому Причащению с надлежащим духовным расположением — с сознанием святости и величия Таинства, с желанием в нем участвовать, с осознанием собственного недостоинства, с благоговением, благодарностью Богу за спасение, совершенное Им во Христе Иисусе, и за приобщение к преподаваемой Святыне.

Во время причащения священнослужителей в алтаре хор поет особое песнопение, называемое "причастный стих", или "киноник". Киноник, как правило, связан по смыслу с читавшимися за богослужением Апостолом и Евангелием. В нем кратко говорится о празднуемом событии. В воскресный день Церковь воспевает славословие Воскресшему Спасителю мiра: "Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних" (Пс. 148:1). После причастного стиха хор может исполнить какое-либо соответствующее празднику произведение.