Причащение мiрян

После причащения священнослужителей открываются Царские врата. Диакон возглаша­ет: "Со страхом Божиим и верою приступите". Хор поет, возвещая о явлении Господа, "Бла­гословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь, и явися нам", священнослужители в это вре­мя выносят из алтаря Святую Чашу.

Перед причастием верные, повторяя за священником слова молитвы, исповедуют веру в Таинство и Божественную силу Святых Даров: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в Mip грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже сло­вом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пре­чистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исце­ление души и тела".

Слова "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими", подчеркива­ют, что за Божественной Литургией происходит не символическое, но реальное отождествле­ние того, что ныне (днесь), мы таинственным образом собраны в том же Царстве, за той же Трапезой, которую тогда, в ту ночь совершил Господь Иисус Христос с теми, кого Он "до кон­ца возлюбил". И это есть воистину дивно и неудобообъяснимо.

Во время причащения мiрян хор поет стих: "Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуйя". Святой Иоанн Дамаскин говорит: "А потому да приступаем со всяким страхом, с чистою совестью и несомненной верой, и будет нам все, если мы веруем, ни в чем не сомневаясь. Почтим Его, т.е. Тело Христово, всякою чистотою душевною и телесною". Не имеющим же твердой веры и чистой совести святитель Иоанн Златоуст (в беседе 56, на Первое послание к Коринфянам) внушает страх следующим образом: "Если ты не веру­ешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, Кто здесь, и ужаснися. Иной, видя один только престол царский, вострепещет душею, ожидая выхода царского. Ужаснись же прежде и ты, востань, и, увидев отверзтые завесы и лик ан­гельский, взойдешь на самое небо. Но этого не знает, кто не навык Тайнам"[45].

Христиане, очистившие свою совесть на исповеди, подходят к Святой Чаше, чтобы сое­диниться со Христом. У самой Чаши уже не крестятся, внятно называют свое имя и, открыв уста, принимают Святые Тайны. После принятия Святыни нужно поцеловать нижний край Чаши, как прободенное ребро Христово (Ин. 19:34). Отходя от Чаши, причастники запивают Святое Причастие разведенным теплой водой вином и заедают частицей просфоры.