Благодарение после причастия

"Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое", — осеняя молящихся крестным знамением, возглашает священник, испрашивая у Господа благословения верным чадам Церкви — Его наследию, полученному от Бога Отца (Ин. 17:9—12).

Затем священник трижды кадит Святые Дары, тихо произнося: "Вознесыйся на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя". Эти слова и последующее перенесение Святых Даров на жертвенник, кроме указания на преславное Вознесение Господне, еще раз подтверждают ту реальность, что мы причащаемся прославленного, вознесенного Тела Господа как залога на­шего обо/жения, преображения и будущего наследования Царства Небесного. В это время хор поет стихиру (из службы Святой Пятидесятницы): "Видехом (мы увидели) Свет Истинный, прияхом (приняли) Духа Небесного, обретохом (обрели) веру истинную, нераздельней Трои­це поклоняемся: Та бо нас спасла есть"[46], чем исповедуется таинственное, духовное соприсут­ствие поюших и всех предстоящих в храме моменту сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1—41), ибо, приобщаясь Тела и Крови Спасителя, мы исполняемся благодати и ста­новимся тайнозрителями духовных оснований мiроздания, домостроительства спасения че­ловека Святой Троицей.

Необходимо обратить внимание на важное священнодействие, которое совершает свя­щенник в это время в алтаре. Он собирает с дискоса и погружает в Чашу все ранее вынимав­шиеся на проскомидии из просфор частицы, произнося молитву: "Отмый, Господи, грехи по­минавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Это соединение с Честною Кровию Божественного Агнца частиц, над которыми прочитаны были на проско­мидии и по освящении Святых Даров имена принесших и о "нихже принесоша" (за кого при­несли они свою жертву в образе просфоры, с именами своих родных и знаемых, живых и по­чивших, прося совершить их поминовение), является духовным укрепляющим средством, очищающим грехи и подающим живым благодатную силу к борьбе со страстями, а усопшим — отраду и утешение.

После пения хором "Видехом Свет Истинный" священник Чашей совершает знамение креста над антиминсом и тихо произносит: "Благословен Бог наш", — и, повернувшись ли­цом к народу, осеняет молящихся (которые в это время преклоняют свои головы) Святой Ча­шей, громко возглашая: "Всегда, ныне и присно и во веки веков". Благословение Чашей сим­волизирует тот момент, когда Спаситель благословлял учеников и "стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк. 24:51). Это священнодействие напоминает об обетовании Спаси­теля пребывать в Церкви до скончания века, а также побуждает верующих к всегдашнему прославлению Господа Иисуса Христа.

Песнопение "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи..."[47] (в русском переводе: "Да наполнятся уста наши хвалой Тебе, Господи, чтобы смогли мы воспеть славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься святых Твоих, божественных, бессмертных и животворя­щих Таинств. Сохрани нас в Твоем освящении, чтобы мы могли весь день наставляться в ис­тине Твоей. Аллилуйя (трижды)") выражает благодарение Богу за дар Святого Причащения и содержит моление о сохранении поющих и всех предстоящих в Храме как можно дольше во Святыне: в духовной чистоте, благодатном соединении со Христом, для поучения делам правды, то есть праведности и святости Божией.

Ектения "Прости, приимше" завершает раздел благодарственных молитвословий, возно­симых верными после причастия. Смысл первого прошения таков: Восстанем (духовно), приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны, и достойно (как это подобает, как должно) возблагодарим (за это) Господа. Сам Господь говорит нам в Евангелии: "Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6: 51). Потому Святые Дары именуются в ектений Бессмерт­ными и Животворящими, но в то же время и Страшными, потрясающими ум ангелов и человеков. Второе прошение традиционно: "Защити, спаси, помилуй...". Третье — "Весь этот день, испросив святым, мирным и безгрешным, самих себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу отдадим".

Смысл этого прошения о святом и непорочном устроении жизни присутствует в молитвословиях всего суточного богослужебного круга, всегда входя в состав прошений проситель­ной ектений. Но свое конечное осмысление это прошение получает лишь в Литургии, после приобщения Святых Тайн. Получив их как залог этого совершенного, святого, мирного и безгрешного дня, соединившись с Богом в Таинстве Тела и Крови Господних, человек обре­тает силу, власть, возможность полноценно творить волю Божию, правильно координировать свою жизнь с учением Евангелия.

После ектений священник возглашает: "Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков". Православное учение об освящении человека посредством Таинства Евхаристии прямо вытекает из учения о Евхарис­тии Самого Христа Спасителя: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6:56). Таким образом, святость Самого Христа Бога является источни­ком освящения для всякого приобщающегося Его Святых Тела и Крови, для всей Церкви, соделывающим ее царственным священством, народом святым (1 Пет. 2:9).