Благословение и отпуст

Возглас "С миром изыдем" (выйдем с миром) служил в древности знаком окончания Литургии. Народ, отвечая: "О Имени Господни" (то есть с Именем Божиим в душе, с миром Христовым в мысли и сердце, во славу Господа), исходил из храма. В дальнейшем в церквах Православного Востока к чину Литургии добавились молитва заамвонная, как бы подытоживающая содержание молитв Литургии, и молитвословия отпуста.

Священник, выйдя к амвону Царскими вратами, читает заамвонную молитву, испрашивая у Господа благословения народа и его освящения, сохранения Церкви, дарования мира миру, исповедуя, что всякий дар благой подается только от Бога: "Господи, Ты благословляешь благословляющих Тебя и освящаешь уповающих на Тебя. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; сохрани полноту Церкви Твоей; освяти любящих красоту дома Твоего, прославь их за это божественной Твоей силой и не оставь нас, уповающих на Тебя. Мир Mipy Твоему даруй, церквам Твоим, священникам, войску и всему народу Твоему. Ибо всякое доброе даяние и всякий совершенный дар получаются свыше и исходят от Тебя, Творца светил, и потому мы воссылаем Тебе славу, благодарение и поклонение, Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков".

Хор после заамвонной молитвы трижды поет: "Буди Имя Господне благословено отныне и до века", и Церковь напутствует своих чад словами 33-го псалма.

После окончания псалма священник возглашает (в русском переводе): "Благословение Господне да пребудет с вами, по Его милости и человеколюбию, ныне, всегда и во веки ве­ков". Хор отвечает: "Аминь".

На отпусте Литургии священник поминает имена святых, память которых праздновала в этот день Церковь, и творца Литургии. Хор поет многолетие Святейшему Патриарху, епархи­альному архиерею, братии храма и всем христианам. Все молившиеся за Литургией подходят к священнику и целуют крест — знамение Христовой победы над смертью.

Причастившиеся Святых Христовых Тайн со вниманием выслушивают благодарствен­ные молитвы по Святом Причащении. Тем, кто не причащался, раздают антидор — часть от богослужебной просфоры, из которой был изъят литургийный Агнец. Антидор — не простой хлеб, но освященный на проскомидии священнодействиями, связанными с воспоминания­ми Рождества и Страданий Господа Иисуса Христа, крестным знамением и речениями Свя­щенного Писания о Христе — Агнце Божием. Поэтому церковное правило предписывает с благоговением относиться к антидору, принимать его натощак и запрещает преподавать его некрещеным. Раздаяние антидора народу служит напоминанием древних трапез братолюбия, или вечерей любви — агап, известных со времен апостольских (1 Кор. 11:20; Иуд. 1:12). Анти­дор, рус. "вместодарие", как и святая Богоявленская вода, не может заменять благодатную си­лу Причастия.

 

 


[1] Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис- К.: "Пролог", 2003.- С.94-95.

[2] Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Евхаристическое богослужение и человек XX века // "Слова и речи". Т.З.-К., 1997.-С. 48.

[3] Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеий). Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении //ЖМП, 1973.-№2.-С. 69.

[4] Эти слова сохранились в чинопоследовании Литургии Святого апостола Иакова.

[5] Чаша жизни // Святые Отцы о Таинстве Причащения.- М., 1999.- С. 58-59. См. также: "О Евхаристии. Из Отеческого предания" // Богословские труды.- №21.- 1980.- С. 151-156.

[6] Иером. Иларион (Алфеев). Таинство Веры.- М., 1996.- С. 151-152.

[7] Один раз в году на некоторых приходах служится еще один чин Литургии - Литургия ап. Иакова, в день его памяти.

[8] В пять первых воскресений Великого Поста, в Великий Четверг, в Великую Субботу, в канун Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святителя Василия Великого (1 января).

[9] Совершается всреду и пяток всех шести недель Великого Поста, а также в понедельник, вторник и четверг этих недель, если на эти дни приходится праздник храмовый или полиелей, а также в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы.

[10] Естественно, что бывают и отступления от этого правила в зависимости от торжественности празднуемого события. Так, например, если на четверг 1-й седмицы Великого Поста попадает память Иоанна Предтечи, то она все же переносится на субботу, однако, если в Великую Пятницу случится Благовещение, то будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста. Точно также, если в среду или пятницу Сырной седмицы случится Сретение Господне, то также будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста.

[11] Архим. Киприан (Керн). Евхаристия.- М., 1999.- С. 206.

[12] Литургия включает в себя неисчерпаемый диапазон смыслов от вселенской Литургии, совершаемой мирозданием, космосом во всем его величии и полноте, до евхаристичности как способа человеческой жизни.

[13] Божественную Литургию в просторечии называют обедней, так как ее обычно совершают в предобеденное время.

[14] Прот. Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства.- Париж, 1988.- С. 79.

[15] Исповедание единства и святости Божией, как и призыв к святости причастников,- очень древний обычай. Так, еще в"Учении 12 Апостолов" (богослужебном памятнике конца I века - 10:6) читаем: "Если кто свят, пусть подходит, а кто нет, пусть покается. Маранафа (т.е. "Господь идет" - Д.Б.), аминь".

[16] В Православной Церкви принято выделять семь Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния (исповеди), Бракосочетания, Священства, Елеосвящения и Евхаристии. Это деление условно, так как трудно провести грань между Таинствами и обрядами, через которые преподаются верующим благодатные дары Святого Духа. Учитывая исключительное положение Евхаристии как "таинства таинств" мы, вслед за прот. Александром Шмеманом, принимаем принцип названия отдельных частей Литургии как малых таинств, включенных в единое священнодействие Евхаристии. Этим еще раз подчеркивается важность Литургии для спасения - обоvжения, т.е. освящения, исцеления и преображения человека.

 

[17] Божественная Литургия, являясь центром богослужебного круга, по сути, не принадлежит времени, но освящает и преображает его. Поэтому каждение престола совершается всегда против часовой стрелки, а всего храма, наоборот, - по часовой стрелке, тем самым, образуя символ, знак вечности ∞, которая здесь, в храме, предначинается.

[18] Тайные молитвы, читаемые священником, имеют глубокое догматическое содержание; в древней Церкви они произносились вслух, их слышал весь молящийся в храме народ. В более позднее время, с возрастанием равнодушия народа к церковной жизни, эти молитвы начали читать тайно.

[19] Творения преподобного Максима Исповедника // Богословские и аскетические трактаты. "Мартис",- 1993.- Кн. 1 .-С. 162-163.

[20] Прот. Александр Шмеман. Цит. соч.- С. 90.

[21] Литургия верных - самая важная часть Божественной Литургии. Свое название получила от того, что присутствуют при ее совершении только верные, принявшие Святое Крещение.

[22] Здесь и далее перевод с греческого на русский язык В. Шолоха

[23] Снятие дискоса с агнцем с главы диакона изображает снятие Господа со Креста; каждение Даров напоминает помазание Иосифом и Никодимом Тела Господня благовониями; воздух, которым покрывают оба сосуда, символизирует камень, которым был привален вход во Гроб.

[24] Прот. Александр Шмеман. Цит.соч,- С. 156-157.

[25] Именно в этом возгласе заключено важнейшее назначение литургического времени - освящение жизненного пространства человека, взаимоотношений между людьми по образу любви Пресвятой Троицы. (Подробнее об этом см.: Еп. Каллист (Уэр). Внутреннее царство.- К.: Дух i Лгтера, 2003.- С. 239).

[26] В литургической науке для обозначения частей Анафоры традиционно приняты латинские термин

[27] Прот. Александр Шмемаи. Цит. соч.- С. 209

[28] Новая Скрижаль. Т. 1, гл. 7, § 36.

[29] По этим словам сама служба стала называться Евхаристией. Все без исключения древние Литургии, начиная

с "Учения 12 апостолов" и Литургии, описанной св. Иустином Философом, начинают Анафору именно этими словами: "благодарим Господа". В этой молитве священник обращается к Богу с благодарением за все благодеяния и в особенности за творение Mipa, за промышление о нем, за милосердие к роду человеческому, за искупительный подвиг Его Сына и вообще за все явленные и неявленные блага, дарованные Богом через Его Единородного Сына страдающему роду людскому. Эта молитва - переход к ангельскому славословию.

[30] Прот. Александр Шмеман. Цит. соч.- С. 212.

[31] Новая Скрижаль. Т. 1, ч. II, гл. 7, § 40.

[32] ) Архим. Киприан (Керн). Евхаристия.- М., 1999.- С. 198-199.

[33] Прот. Александр Шмеман. Цит. соч.- С. 239.

[34] Здесь мы сознательно не касаемся различий в понимании момента преложения (пресуществления) Святых Даров, а так­же четкого определения тайносовершительной формулы в византийской и латинской богословских традициях. Эти воп­росы достаточно четко исследованы в доступной сейчас специальной литературе. Отметим лишь, что если для латинско­го литургического сознания священник "Vice Christus" [заместитель Христа] возглашает установительные слова, как будто Сам Спаситель, административно, в силу которых и совершается Таинство (поэтому решающее значение играет здесь точность и правильность произнесения), то в устах православного священника они звучат в исторической перспективе. По словам Максима Исповедника, священник является в Таинстве не "вице-Христом", но "образом Бога". Таинство же совершается не одними словами установления и не только силой их, но всем контекстом евхаристической молитвы, действием и благодатью Святого Духа.

[35] Святитель Иоанн Златоуст в слове о священстве говорит: "Стоит священник и низводит не огонь, а Духа Святого, читает длинную молитву..., чтобы благодать сошла на Жертву и зажгла через нее души всех...". Р. О, 1.48. соч. 642.

[36] Если в начале Литургии идея собрания узко локальна, привязана к определенному месту - Церкви как собранию людей, объединенных верой и любовью к Богу, то здесь эта идея возрастает до подлинно вселенского масштаба, причем уже без временных и пространственных ограничений. Естественно, что эта уникальность стала возможной только после Воскресения Христова и Святой Пятидесятницы.

[37] Если в тексте Литургии Иоанна Златоустого космическое и экклезиологическое содержание выступает отчетливо - "так­же мы приносим Тебе это словесное служение о всей земле, о святой, соборной и апостольской Церкви...", то эсхатоло­гический контекст сохранился в этом месте в чине Литургии Василия Великого: "всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам". Три сос­тавляющие - Mip, Церковь, Царство - являют всеобъемлющее торжество Вселенской Евхаристии.

[38] De/hsiv(гр.) – ходатайство

 

[39] Прот. Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства. Цит. соч.- С. 300.

[40] "Святыми" в первые века христианства называли вообще всех христиан, по святости Церкви, членами которой они являются, по святости христианской веры, по стремлению последователей Христовых к богоугождению, по отличию (избранию их) от Mipa, который "лежит во зле" (1 Ин. 5:19). Апостол Павел называет христиан "возлюбленными Божиими, призванными святыми" (Рим. 1:7).

[41] Цит. по: Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Цит. соч.- С. 247-275.

[42] Новая Скрижаль. Т. 1, ч. II, гл. 7, § 62

[43] Исповедание единства и святости Божией, как и призыв к святости причастников, - очень древний обычай. Так, еще в '7чении 12 Апостолов" (памятнике христианской письменности конца I - начала II века - 10:6) читаем: "Если кто свят, пусть подходит, а кто нет, пусть покается. Маранафа (т.е. "Господь идет" - Д.Б.), аминь".

[44] Цит. соч.- С. 280.

[45] Новая Скрижаль. Ч. II, гл. 7, § 81

[46] Вместо "Видехом свет истинный..." в дни Святой Пасхи и до отдания поется "Христос Воскресе..."; а в праздник Вознесения Господня и до отдания - прокимен "Вознесися на небеса, Боже...".

[47] В Великий Четверг вместо "Да исполнятся уста наша..." поется "Вечери Твоея тайныя...", а в Светлую седмицу - "Христос Воскресе..." единожды.