Великая ектения

После вступительного возгласа священника произносится Великая, или Мирная ектения. "Миром Господу помолимся" — эти первые слова исполнены глубокого смысла. Сердечный мир, мир со всеми близкими сродниками, взаимная любовь друг ко другу являются главными условиями действенной, правильной молитвы.

Земная Церковь испрашивает мир Божий, превысший всякого ума (Флл. 4: 7). В двенад­цати прошениях, на каждое из которых народ отвечает: "Господи помилуй", звучит молитва о вечном спасении, о мире всего Mipa, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, о храме и всех предстоящих в нем, о епископах, священниках, диаконах, о стране и ее властях и воинстве, о всяком городе и стране, о благоприятной погоде и добрых урожаях, о путешест­вующих, больных, страждущих и плененных... И наконец, испросив у Бога избавления от все­го темного и опасного, а также Его помощи, спасения и милости, мы вспоминаем Божию Ма­терь и всех святых и предаем сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь Христу Богу. - В это время священник в тайной молитве[18] просит Господа о даровании милостей молящимся в храме:"... Сам, Владыко, по милосердию Твоему, обрати Твой взор на нас и на этот святой храм и подай нам и молящимся с нами богатые милости Твои и щедроты Твои", — и оканчивает молитву ектений славословием Святой Троице, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение вовеки. Молитва завершается произнесением всем народом "Аминь".

Таким образом. Церковь задает правильный образ молитвы, устанавливая необходимый ритм, строй литургического восхождения, показывает, о чем и как необходимо молиться.

Преподобный Максим Исповедник[19], размышляя о человеке, как совершенном музы­кальном инструменте, а также, о "синэргии" Бога и человека, следствием которой является обоvжение, пишет: "(в человеке заключена — Д.Б.) Божественная десятерица струн духовной псалтири в душе (Пс. 91:4 и 143:9). Она, обладая еще и разумом, который вторит духу с по­мощью другой блаженной десятерицы заповедей, создает духовным образом совершенные, гармоничные и слаженные звуки, воспевая ими Бога. И это для того, чтобы знать мне, како­во значение десятерицы воспевающей и Десятерицы воспеваемой, а также чтобы знать, как десятерица, соединяемая и сочетаемая таинственным образом с другой десятерицей, возво­дит Иисуса — Бога и Спасителя моего, заполняемого мной, спасаемым, — к Себе Самому, Приснообильному и никогда не могущему выйти из Себя. И еще чтобы знать, как она восста­навливает чудесным образом и меня в самом себе и в Боге, от Которого я получил и имею бы­тие и к Которому я стремлюсь издали, добиваясь получить еще и благобытие.

Тот, кто смог понять это, сказанное на основе испытанного, совершенно ясно увидит и собственную ценность, постигаемую также [духовным] опытом. Он поймет, как возвращает­ся Образу то, что создано по образу, как почитается Первообраз, какова сила таинства наше­го спасения и за кого Принял смерть Христос. Он узнает, также, как мы можем пребывать в Нем, а Он в нас, по Его собственным словам (Ин. 15:4); а еще, каким образом право слово Господне, и вся дела Его в вере (Пс. 32:4). Однако, ограничимся этим сравнительно немно­гим..."

"О Дары Христовы! — пишет святитель Иоанн Златоуст, — в вышних славословят воин­ства Ангелов, здесь, в Церквах предстоящие люди подражают им в этом славословии. Там Се­рафимы воспевают Трисвятую песнь, здесь множество людей возносит то же. Составляется общее Небесных и земных торжество, одна Евхаристия, одно ликование и радостное предстояние. Ибо ее составило неизреченное снисхождение, ее составил Дух Святой, ее гармония звуков была составлена Отеческим благоволением".

Божественная Литургия представляет собой целый ряд незримых этапов, ступеней, постигая которые, человек поднимается к Богу, восходит в Благословенное Царство Святой Троицы. Традиционным начальным этапом является усвоение вдохновенного материала ветхозаветных псалмов.

За исключением двунадесятых праздников, в воскресные и праздничные дни после Великой ектений поются "изобразительные псалмы Давида" — 102-й и 145-й, пророчески изображающие милости Божий, явленные роду человеческому, особенно через воплощение Сына Божия. Их называют "антифоны", потому что они должны петься на два хора попеременно.

В Божественной Литургии три антифона, которые разделяются двумя малыми ектениями, состоящими из первого и двух последних прошений Великой ектений.

Первоначально указанные (или другие приуроченные празднику) псалмы пелись во время торжественных процессий, направлявшихся к церкви для совершения Литургии. В наши дни они стали неотъемлемой частью службы, и представляют собой радостное приготовление к дальнейшему ее ходу.

Размышляя о назначении антифонов Божественной Литургии, Симеон Солунский пишет: "Иереи после Великой ектений читают в алтаре молитвы, нося образ небесных чинов; певцы поют антифоны, изображая лик пророков, и разделяют их на три статьи в честь Троицы; в них прежде поют они стихи, избранные из псалмов, а потом песни новой благодати; и словами псаломскими возвещают предсказанное древними воплощение Слова Божия, песнями новой благодати указывают уже на самую благодать совершившуюся и на Сына Божия воплотившегося и все для нас соделавшего" (Новая скрижаль, гл.7, § 4).

После второго антифона всегда поется гимн императора Юстиниана "Единородный Сыне" — песнь веры в божественность Иисуса Христа и Его воплощение, распятие и воскресение ради нашего спасения. Это песнопение является связующим звеном, объединяющим ветхозаветный богослужебный материал (в данном случае стихи псалмов) с дальнейшим новозаветным.

В обычные воскресные дни третий антифон составляют Заповеди блаженства из Нагорной проповеди (Мф. 5: 3-12). "Блаженства" поются с припевом — словами благоразумного разбойника на кресте: Помяни меня (нас), Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк. 23:42).