Во царствии твоем

Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верую­щим Царство Небесное, расширяя и углубляя в Заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея.

Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизреченно счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать. Путь к такому состоянию лежит в осоз­нании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святого Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимание себе, память о вечной жизни), блаженного пла­ча (ощущение своего недостоинства, упование на милость Божию), кротости (безгневие, ду­шевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания.

Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, Заповеди блаженств (Мф. 5: 3—12) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного Mipa: нищие духом, плачущие, жаждущие, гонимые... Однако именно в этих новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перс­пективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очисти­тельный покаянный плач, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.

Заповеди блаженств указывают на те духовные свойства, которые необходимы человеку для достижения Небесного Царства. Одновременно они являются плодами и признаками ис­тинной жизни; в них и через них уже в земной жизни начинается предвкушение блаженства будущего века. Недаром Богослужебным уставом предписано при совершении празднования памяти того или иного преподобного Евангельское чтение (Лк., зач. 24, гл. 6:17—23; Мф., зач. 10, гл. 4: 25—5: 12) именно Заповедей блаженств в назидание того, что они, святые, в своей земной жизни опытно усвоили все эти добродетели.

"Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное" — нищие духом, то есть смирен­ные — это те, кто осознают свои немощи и грехи и свое полное бессилие в самостоятельной борьбе с ними без помощи Божией. Происходящее от этого сознания покаянное состояние души есть то, что называется нищетой духовной, верой и упованием не на свои силы, но на помощь Божию. Без смирения человек никогда не достигнет подлинного успеха в каком-ли­бо виде деятельности.

"Блажени плачущий, яко тии утешатся" — подлинное осознание себя и своих грехов при­водит к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Чем больше у чело­века света в душе, тем яснее видит он свои пятна, замечая малейшие оплошности.

"Блажени кротцыи, яко тии наследят землю" — нищие духом и оплакивающие свое не­достоинство не осуждают других, не превозносятся, прощают обиды, они терпеливы, стано­вятся кроткими. Таким людям легко жить, они свободно уживаются с окружающими. Под­линно, они — граждане будущего Горнего Иерусалима.

"Блажени алчущий и жаждущий правды, яко тии насытятся" — это те, которые, прежде всего, хотят, чтобы их жизнь имела смысл и была озарена Христовым Светом, чтобы их пос­тупки согласовывались с Волей Божией. Они желают, чтобы справедливость царила вокруг, чтобы в семейных, общественных и государственных отношениях торжествовали гармония и красота евангельской правды. В редкие исторические периоды морального просветления че­ловечество всегда было обязано людям, алкавшим и жаждавшим правды.

"Блажени милостивии, яко тии помиловани будут" — любовь к ближним, преисполнен­ная деятельного сострадания и участия, выраженного делами. Избавить ближнего от всего, что ему приносит зло, оказать ему помощь и благодеяние ради Бога и есть творение милости. Милостив тот, кто умеет прощать.

"Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" — сердце есть центр, основа и последняя глубина личности, место встречи человека с Богом. В сердце совершаются все основные оценки, выбор и жизненные решения человека, им постигаются истина, музыка, красота. Безнравственный человек духовно слеп, его внутренний Mip пуст, и напротив, благочестиво­му, просвещающему очи сердца человеку Бог посылает Святого Духа (Гал. 4: 6), в него вселя­ется Христос (Еф. 3: 17). Господь будет судить людей по качеству их сердец, ибо Он "есть ис­пытующий сердца и внутренности" (Откр. 2: 23).

"Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся" - мир есть состояние духовно­го успокоения, радость человека о согласованности его дел с велениями Бога, это внутренняя тишина пребывания в Боге. Мир на земле является одним из Божественных замыслов Воп­лощения (Лк. 2: 14); "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как Mip дает, Я даю вам" (Ин. 14: 27). Однако без мира и согласия с другими нельзя иметь мира и согласия в самом се­бе. Мир Божий завоевывается в сердце только через подвиг любви к ближнему, смирение и самоотвержение.

"Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное" — вкусившие Божией правды жаждут ее. Принявшие от Бога знание истины в течение земной жизни, подобно сво­ему Учителю — Христу, претерпевают изгнание. За терпение, верность и мужественное стоя­ние в правде Господь награждает их блаженством — вводит в Царство Небесное.

"Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех" — идти путем Христа есть выс­ший подвиг человека. Приготовляя к блаженству своих последователей, Господь предупредил их о том, что их ждет на пути следования по Его стопам: "Если бы вы были от Mipa, то Mip лю­бил бы свое; а как вы не от Mipa, но Я избрал вас от Mipa, потому ненавидит вас Mip" (Ин. 15: 19). Причина ненависти в безнравственности и духовной слабости, служении страстям, зап­росам плоти. Отторжение веры происходит от привязанности к земному, тленному, в глубо­ком различии понимания задач, цели, смысла жизни, в зависти к тем, кто нашел в себе силы к духовному преображению. Те, кто мужественно перенесет испытания, удостоятся великой радости на Небе: "Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство" (Лк. 22: 28-29).

При пении Блаженств, согласно Уставу, положено читать (в более ранней традиции — петь), тропари канона из 3-й и 6-й песней (как наиболее подходящих по содержанию). Тро­пари канона в зависимости от праздника поются на 12, 10, 8, 6 или 4 стиха Блаженств.