Антифоны вседневные

В будние дни поются антифоны вседневные, состоящие из стихов 91-го и 92-го псалмов с присоединяемыми к ним припевами новозаветных песней.

В двунадесятые праздники, а также вдень Святой Пасхи поются антифоны праздничные. Они состоят из стихов псалмов с припевами, содержащих пророчества о воплощении Сына Божия. На третьем антифоне за каждым стихом поется тропарь праздника.

Во время пения третьего антифона совершается Малый вход — торжественная процессия священнослужителей, несущих Евангелие в алтарь. Если богослужение совершает епископ, Евангелие подносится к нему в центр храма, где он стоит посреди народа с начала Литургии.

После возгласа "Премудрость! Прости!" ("Премудрость! Станьте прямо!", т.е. станьте прямо, ровно, будьте собраны, внимательны) священнослужители вносят Евангелие чрез Царские врата под пение: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя.

В древней Церкви Малый вход и был собственно входом в храм всей процессии христиан, которые под пение антифонов следовали за священниками, несущими Евангелие. Теперь эта процессия совершается в пределах самого храма, однако смысл ее остается тем же: выход Христа на проповедь и наше вхождение в Царство Божие в последовании Евангелию Христову.

Нельзя прийти к Богу Отцу, кроме как через Сына Божия (Ин. 14: 6). Не бывает причастия Богу Отцу, кроме как через исполнение Его заповедей, данных Иисусом Христом и провозглашенных в словах Евангелия. Таким образом, именно Евангелие Сына и Слова Божьего вводят нас в Царство Отца и в вечную жизнь Благословенной Троицы.

Малый вход, будучи одним из важных этапов приближения молящихся к престолу Божию, является всегда восхождением. В нем Церковь восходит на небо, где и совершается Евхаристия... Динамический характер священнодействия Малого входа (как и затем Великого входа на Литургии верных) показывает смысл Евхаристии как движения в Царство, восхождения с целью обратного возвращения в "Mip сей" для свидетельства о том, чего не слышало ухо, не видел глаз и не приходило на сердце человеку, но что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).

Когда священнослужители входят в алтарь и становятся перед престолом, хор поет тропарь и кондак дня. Эти гимны прославляют спасительное событие или святых, поминаемых в этот день. В день Господень тропарь и кондак всегда славят воскресение Христово из мертвых. Священник в это время молится о прощении и оставлении грехов всего собрания, чтобы Бог сподобил нас "стати пред славою святаго Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити". И затем следует пение ангельской "Трисвятой песни", которая вечно звучит в Царстве Божием.

Во все великие Господские праздники, во всю пасхальную седмицу, а также в праздники Сретения и Святого Духа положены особые входные стихи, которые в современной практике провозглашаются диаконом или иереем. После входного стиха "Приидите, поклонимся" не поется, а поются тропарь и кондак праздника.