рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спасение

Спасение - раздел Образование, Митрополит Гурий Егоров Спасение Есть Избавление Человека От Греха, Проклятия И Смерти. Это Общеприня...

Спасение есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это общепринятое определение понимается по-разному в зависимости от того, что будет признано в спасении наиболее важным и существенным.

Себялюбец поставит на первом месте последствия греха для благополучия человека, то есть смерть, страдания и прочее. Спасение он понимает как избавление от страдания, причиненного грехом. Почему грех ведет к смерти? Он объясняет это тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому и спасение он понимает только как перемену гнева Божия на милость, что совершается в Божественном сознании и не касается души человека. Посему и следствие оправдания - освящение - должно зависеть от Божественного решения. Отсюда - учение о сверхъестественном превращении, которым, по взглядам протестантов и католиков, уничтожается в оправданном человеке грех.

Для человеческого сознания должно быть неприемлемым такое помимовольное превращение. Но, увы, все внимание греховного человека устремлено к тому, чтобы не страдать, чтобы получить безбедную жизнь. К тому же - труда над собой ради святости он не понимает и боится, добра он не любит, жертвовать любезным ему грехом ему неприятно. Вполне в его интересах, если, без всяких усилий с его стороны, без неприятного напряжения и борьбы с собою, его вдруг сделают любящим добро, исполняющим волю Божию, получающим за это блаженство.

Для православного же сознания грех сам по себе, помимо всяких гибельных последствий, составляет величайшее зло. Именно грех и является "злом в собственном смысле". Страдания и даже телесная смерть - "зло только мнимое, имеющее силу добра" (святитель Василий Великий). Страшна смерть внутренняя, скрывающаяся внутри, в сердце. В понятии спасения православный христианин на первое место поставит освобождение от греха в самом себе, избавление же от мук и страданий примет в качестве простого следствия. Истинный христианин предпочел бы иметь страдания, но быть святым, праведным, чем иметь вечное блаженство, но пребывать в грехе. Ибо для христианина цель жизни - не личное счастье, не самоуслаждение, а святость ради Святого Господа; и злом будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие святости, греховная враждебность по отношению к Богу и Его святому Царству, вражда против Бога (Рим.8:7).

Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которою побеждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей.

Способ нашего спасения, каким он совершается, - не внешний, не внешне-судебный, не магический, а внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией. Человеку предстоит совершать свое спасение, ибо без собственных усилий никто спастись не может. "Нельзя быть добрым по необходимости", - говорит Златоуст. Благодать, хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно при свободном устремлении человека к добру.

С точки зрения этого православного учения о сущности и способе нашего спасения никак нельзя согласиться с каким-то невменением греха, каким-то провозглашением человека праведным пронунциацией [5], о которой говорят протестанты. По протестантскому учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека, все время не мог простить того оскорбления, какое человек нанес ему грехом. Потом вдруг, видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более Своим врагом; хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно. Здесь все построено на оскорбленном самолюбии, - раз успокоено оно, тогда и грех, прежде осуждавшийся и подвергнутый проклятию, теряет свою греховность. Не так учит Православная Церковь. Можно ли представить, чтобы Бог враждовал против человека за его грех, чтобы Бог не мог примириться с человеком, хотя бы этот последний всей душой жаждал Бога и молил об общении с Ним?

Златоуст говорит: "Не Бог враждует против нас, но мы - против Него. Бог никогда не враждует" (Толк, на 2Кор., Бес.XI). Бог всегда стремится к человеку, всегда влечет его к Себе, но человек не всегда повинуется призванию Божию. В этом случае человек погибает, но причина его погибели - не гнев Божий, не нежелание Бога простить человеку, а сам человек, избирающий худое. Но, не мирясь с грехом, любовь Божия всегда готова принять возвращающегося. Я милостив, - говорит Господь устами пророка Иеремии, - признай только вину твою (Иер.3:12-13).

Конечно, совершённое остается совершённым; бывших грехов позабыть человеку нельзя (вспомним слезы апостола Петра). Но если человек будет считать свои грехи непроницаемой стеной между собой и Богом, то это будет смертный грех, отчаяние. Сознание прежних грехов только учит человека понимать милость и всепрощающую любовь Божию, а не возбуждает в нем ужаса пред гневом Божиим.

Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека. Сумма греховных действий составляет некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем. Таинственно-свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и греховное прошлое (как первородный грех, так и своя греховность) теряет над ним свою принудительную силу, становится чуждым для человека, зачеркивается в жизни человека, лишь бы только он искренне и окончательно порвал с этим прошлым связь. Из купели крещения выходит новый человек, с благодатным желанием более Бога не покидать, но творить Его волю.

Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания, и относится к тому прошлому, которое не имеет ничего общего с настоящим человека. За прошлое Бог не гневается, не высчитывает его человеку. Так как в настоящем человек освободился от греха и потому нет того, что отчуждает его от Бога, то и грех действительно прощен человеку, человек "примирен и воссоединен с Церковью" (чинопоследование исповеди). Но прощение дается только тому, кто скорбит о совершенном грехе и покается в нем, то есть решит вперед не грешить, обещается Богу, тогда он и прощается. В меру его покаяния благодать освобождает его от греха. Освобождаясь от грехов в крещении, человек делается участником в праведности Христовой.

Протестанты учат, что так как в человеке нет ничего, за что следовало бы воздать награду в вечной жизни, то Бог вменяет ему заслугу перед Правосудием Божественным, какую приобрел Иисус Христос. Основанием этого вменения служит то, что Бог видит со стороны человека желание присвоить эту заслугу себе. Таким образом, заслуга Иисуса Христа только внешне вменяется нам, служит только независимой от нас платой за наши грехи. Это вменение нам заслуг Христовых имеет внешний, судебный характер.

По православному учению, человек при своем обращении к Богу не на словах только, а на самом деле очищается от греха. Человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится во внутреннем, теснейшем единении со Христом, как связан виноградный побег с виноградной лозой (см. Ин.15:1-6). Пребывать во Христе, в единении с Ним - значит пребывать верным Его учению, исполнять Его заповеди (см. Ин.15:10). Это единение, с одной стороны, дает человеку силы, укрепляет его решимость соблюдать волю Христа, а с другой, требует и от него усердия. Будет он ревновать о подобии Христу, Небесный Виноградарь не отсечет его от вечной жизни. Потеряет он ревность о Христе, тогда потеряет и помощь Божию, а потом и подобие Христово, засохнет, а конец этого оскудения есть погибель вечная. Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас (Почему же? Ради ли Его заслуги как такой? Нет). Потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога (Ин.16:26-27).

Что же значит возлюбить Христа? Возлюбить Христа может только тот, кто считает Христа своим Учителем и Примером, кто любит добро и ради закона Божия готов пожертвовать всем. Такой человек есть истинный слуга Христов, он и будет там, где Христос Прославленный, его и почтит Отец Небесный (см. Ин.12:26). А не любящий Христа не соблюдает слов Его (см. Ин.14:24) и потому не может быть участником в Христовой славе. Заслуга Христа его не касается.

Итак, христианин, получив благодать в таинствах крещения и покаяния, определился к добру. Но привычная стихия греха остается в человеке в качестве искушающего начала и находит себе более или менее сочувствия в природе человека. Поэтому при невнимании со стороны приявшего таинство умерщвленная вражда против Бога и Его святого Царства может вновь ожить в человеке. Недостаточно возненавидеть греховную жизнь и отречься от нее, необходимо с корнем вырвать малейшие остатки ее, необходимо претворить принятую благодать в жизнь. В этом смысле можно говорить, что благодать крещения может быть увеличена или уменьшена. Необходим продолжительный подвиг постепенного очищения и дальнейшего совершенствования; конец же этого совершенствования есть богоподобие или святое общение с Богом, то есть вечная жизнь.

Итак, сущность спасения - в освобождении от греха, что дается в крещении, продолжается после крещения в течение всей жизни при содействии благодати через подвиг и заканчивается, если человек подготовил себя, вступлением в небесное Царство света, истины и любви.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Митрополит Гурий Егоров

Кончина Святейшего Патриарха Сергия заставила многих и многих почувствовать какой выдающейся личности лишилась Православная Церковь Богословская... В надгробном слове сказанном мая года Ленинградский Митрополит... Наиболее полно характеризует его Митрополит Крутицкий Николай в речи за парастасом накануне погребения В лице...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спасение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Правовое мировоззрение
Произведя анализ учения о спасении как католических вероизложений, так и протестантских символических книг, автор устанавливает наличие правовой точки зрения в вероучении западного христианства. За

Вечная жизнь
Православное учение о спасении в корне отрицает юридическую точку зрения. В основе отношений между Богом и человеком лежат не юридические начала, а нравственные. В правовом жизнепонимании

Возмездие
Как же понимать христианское учение о загробном возмездии, о мучениях или блаженстве по смерти? Понятие о возмездии вообще состоит в том, что человек получает какую-то заслуженную им награду, то ес

Вера и дела
Вопрос о том, что спасает - одна ли вера, или при вере еще и дела, разрешается западными исповеданиями различно. Это разногласие происходит потому, что, придерживаясь правовой точки зрения, они лож

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги